рейтинг блогов

Про будущее вторых пилотов и автоматизацию

топ 100 блогов travelfoxes09.05.2023 Про будущее вторых пилотов и автоматизацию
Тема острая, 100% будет шквал негатива в комментариях, однако высказаться по этой теме нужно обязательно. С одной стороны, в меня можно потыкать за то, что я "за рогами" не сидел. Ну, действительно, я же с земли, потому что когда-то решил, что самолеты красивее снаружи, чем изнутри. С другой стороны, я закончил КПК в МГТУГА для руководителей авиапредприятий по безопасности полётов, как руководитель авиакомпании и замруководителя авиакомпании, мы разбирали авиапроисшествия, да и земля к безопасности полетов имеет не меньшее отношение, так как если катастрофа произошла не по вине экипажа, то это будет ответственность земли.
Но ответственность экипажа заключается в нарушении действующих локальных нормативных документов, что и приводит к катастрофам. Здесь мы нередко разбирали некоторые авиапроисшествия. У пилотов есть куча документов, начиная с РЛЭ конкретного типа самолёта.

Знаменитый Ершов когда-то рассказывал про обучение группы Аэрофлота на ДС-10 в США, когда старый преподаватель выкинул РЛЭ и преподавал по методичке. Это было некорректно. Если РЛЭ нерабочее, то нужно его менять, если рабочее, но слишком подробное, как и должно быть, нужно отдать часть на самостоятельное изучение. Все же знают, что правила пишутся кровью.
Потом мы видим, что в нештатной ситуации экипаж действует хаотично, хотя в РЛЭ всё оговорено. Нет давно таких понятий, как "полёт по ощущениям" или "по опыту". Есть вводные, с ними и работаем. 4 года назад в Шереметьево произошла трагическая катастрофа, которую можно было избежать, если действовать согласно документам. Экипаж этого не сделал, поэтому и находится под следствием. Утверждает, что виноват самолёт. Только что мешало действовать, как на тренажёре? Как написано в документах? При нагрузке в 5g при посадке нет смысла рассуждать о стойках шасси и конструкции баков. При таком ударе самолёт разрушается. В том случае было два удара с перегрузкой выше 5g и один выше 2g. Никто не задается вопросом, как опытный экипаж приложил самолёт об полосу с такими перегрузками. Хотя уже в расследовании есть ответы.
Но не об этом моя статья. Сейчас существуют системы посадки, позволяющие не только совершать посадку в полностью автоматическом режиме, но и заруливать на стоянку. У всех перед глазами сейчас БПЛА, которые могут выполнять задания (а не только полеты) посредством автоматики или радиокомандного управления. Причем это не только полукилограммовые любительские Мавики, но и многотонные Глобал Хоки. Поэтому борьба со стихией осталась в прошлом, вместе со штурманами и бортинженерами.
Тем не менее, к беспилотным самолетам в гражданской авиации мы перейдём ещё нескоро. Особенно, в области пилотируемых полётов. Однако, наступление автоматики будет продолжаться и нет смысла этому сопротивляться.
Уже небольшие самолеты, вроде Байкала, который скоро выйдет на пассажирские рейсы, управляются одним пилотом. Это будет продолжаться и дальше, при этом сейчас мы, да и я в том числе, критикуем указания на запрет снижения автоматизации, введенный некоторыми авиакомпаниями. Я думаю, что скоро у пилотов на посадке будет основная задача - вести радиосвязь и контролировать состояние воздушного судна, а саму посадку будет производить непосредственно самолёт. Кому-то хочется полетать - не вопрос, есть тренажёры, есть аэроклубы с Цесснами. Но не стоит этого делать с кучей жизней за спиной. Нужно дать технике сделать это самостоятельно. Это не мои слова - многие крупнейшие авиакомпании страны запретили понижать уровень автоматизации на посадке, то есть лететь руками там, где железо справится само. Их за это критикуют, справедливо, так как это в том числе и стало причиной катастрофы в Шереметьево. Поэтому работа должна быть системной, автоматизация задублирована, а тренажёрная подготовка - не фиктивной.
С кого же начнётся одночленный экипаж? Точно, с грузовых перевозчиков. Возможно, там со временем останется единственный член экипажа, который будет выполнять и функции бортоператора, и пилота. Пока что звучит слишком громко, однако, не так давно, все летали на Ил-76 и Ан-12 с 4-5 членами экипажа, плюс слон и рэсосник. Сейчас Боинги Сибири и Авиастара летают с трехчленным экипажем и чувствуют себя комфортно.
У пассажирских самолётов пока с одним членом экипажа летают только малыши, однако, со временем к этому придут и 50-местные самолёты. А дальше - больше.
Как будет предотвращаются нештатная ситуация? Ну один член экипажа остаётся же, у него должен быть тренажёр в любом случае. Кто считает, что этого мало, посмотрите на некоторых перевозчиков, которые это уже давно практикуют. В будущем не стоит исключать радиокомандное управление. А ещё управление может осуществляться с земли - например, выбор эшелона, схемы захода, изменения маршрута, манёвров на эшелоне.
Стоит ли этого бояться? Думаю, что в меньшей степени, чем человеческого фактора. Техника может выходить из строя, однако текущая статистика происшествий явно не в пользу человека. Но у людей и на земле множество задач, да и к ним подготовка нужна не меньшая, хотя бы для того, чтобы перелёты могли стать доступнее.
Обратная связь - связаться с автором
https://forms.yandex.ru/u/63e7785bc09c0260fbd23b8d/

------------------------------------------------------------------------------
1. Размещать больше форму со сбором на пиво не буду. В переводах на развитие канала не нуждаюсь, так как пишу регулярно для аудитории, это моё увлечение, ну не блогер я профессиональный. Однако, форма сбора была полезна, чтобы я видел, что читателю особенно что-то понравилось и писал чаще на данную тематику. Поэтому напишу номер карты, куда можно сбросить на кружку пива/мороженое ребенку/цветы жене: 2202 2019 3089 2183.

2. Копия данной статьи расположена на платформе Дзен по адресу:
https://dzen.ru/media/skyexpert/pro-buduscee-vtoryh-pilotov-i-avtomatizaciiu-645ab5728391b40b7b57de05

3. Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию.

4. Информация о планах по каналу, по взаимодействию с автором опубликована:
https://travelfoxes.livejournal.com/305462.html
https://dzen.ru/media/skyexpert/plany-po-vedeniiu-kanala-na-2023-god-63b499ea1b4d7472f25cfcd5

5. Узнать всё о продукции моего завода (сухие корма для собак) и найти места, где можно её приобрести можно на нашем сайте:
https://unicorm.ru/

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
У Наташи пациентка верит в переселение душ. На просьбу рассказать о предыдущих жизнях, она выдала офигенный рассказ c большим количеством подробностей. Может быть, придумывать свои предыдущие жизни интересней, чем писать фантазийную литературу или исследовать жизнь своих предков? То есть, ...
...
Совсем скурвился г-ин Ганапольский. Можно иметь любые убеждения, даже безумные, но при этом говорить тому, кто ходит под пулями, из уютной студии, что его застрелят, - скотство. Долгих лет жизни Захару Прилепину. А Ганапольскому - тоже ничего плохого (я не из тех, кто желает зла), ума ...
Эгей, привет! Чего я тут раскричалась? И зачем пришла? Чтобы рассказать вам историю о людоеде. Самом-самом настоящем!Более того, я с ним знакома и даже проживаю в одном доме ))Ничто не предвещало беды, тем более то, что пострадает человек. А ведь ...
Сообщается, что турецкие ВВС нанесли удар по объектам в иракском Курдистане. В принципе, можно было бы считать это рутиной, привычной для тех мест, однако есть два настораживающих момента. Во-первых число самолетов - около 10 F-16. Причем, ...