Природные чудеса Франции.Часть 1.
ariananadia — 01.11.2021«Si j’avais a montrer la mer a un ami pour la
premiere fois,c’est Etretat que je
choisirais» * Alphonse
Karr
Если бы мне нужно
было показать другу море, который никогда его не видел,я бы привез
его в Этрета»
Густав Курбе. Скалы в
Этрета.
Этрета (Etretat) – живописный уголок
Верхней Нормандии, уютно расположившийся среди отвесных скал
Алебастрового берега (Cote d’Albatre) в департаменте Приморской
Сены (Seine-Maritime). Удивительно красивая природа этих мест
привлекает туристов со всего мира. Сегодня Этрета является одним из
наиболее посещаемых мест во Франции. Не смотря на это, на улицах не
видно толп туристов, в городе тихо и спокойно.
В прошлом Этрета был маленькой рыбацкой деревушкой, однако в начале
19 века эти удивительные пейзажи открыли для себя
художники-импрессионисты, композиторы и другие творческие личности.
За вдохновением сюда приезжали знаменитые писатели и художники.
Скромный городок превратился в фешенебельный курорт с театром и
казино. Писатели Дюма, Гюго, Карр и Мопассан подолгу жили тут, а
художники прославляли город в своих картинах — Коро, Боден,
Делакруа, Моне и Мане. В 1906 году на холме было построено поле для
гольфа, с которого открывается потрясающий вид на море.
Étretat vue par le peintre George
Inness (1825-1894) en 1875.
Eugène Lepoittevin - Плавание в Этрете - Musée de Caen - Доска для
прыжков в воду и плавание.
Жеан-Жорж Вибер, «Побережье в
Этрете» (фрагмент), инсценировка рисков Этрета, персонажи наблюдают
за штормом, сидящим в пустоте.
Жан-Жорж Вибер - Художественный музей Snite,1867.
И все же главная
достопримечательность Этреты – это природное великолепие белых
отвесных скал, выступающих в море и образующих обширные арки.
Любоваться скалами можно и сверху с Тропы таможенников, идущей
вдоль побережья, и снизу, прогуливаясь вдоль них по пустынным
пляжам между выступами скал во время отлива. Во втором случае
обязательно надо посмотреть расписание приливов, оно всегда висит у
спуска на пляж. Там же есть и предупреждение о том, что отправляясь
на прогулку по берегу, запас времени на обратную дорогу должен быть
не менее четырех часов. Иначе придется надолго задержаться на
пустынном пляже между скалами, или возвращаться вплавь в холодной
воде Ла-манша. В июне температура воды была всего 13
градусов.
Литография Леона Огюста Асселинё.
Пляж Этрета и скала вверх по течению (1865 г.).
Итак, скалы. На левой стороне пляжа
возвышается главная достопримечательность города, которую не раз
изображали на своих картинах известные художники - La
falaise d’Aval. Огромная белая скала с аркой, выдающаяся в
море. Мопассан сравнил ее со слоном, погрузившим свой хобот в море.
Во время отлива, около этой скалы на камнях, поросших зелеными
водорослями, местные жители и туристы, собирают устриц. До 1777
года устрицы в этих краях вообще не водились.
Алебастровый берег протянулся на
сотню километров от Дьепа до Этрета и дальше. Именно в Этрета
(название означает «хутор заходящего солнца») пейзажи являют собой
особенно великолепное зрелище — огромные скалы пронизаны обширными
арками, а невдалеке от берега одинокая скала, как обелиск,
возвышается на 70 м над водой. В любое время года грандиозность
здешних скал и грохот прибоя на галечном пляже оставляют
незабываемое впечатление.
Главная достопримечательность Этреты
создана самой природой: «Тройная арка» и «Игла» – природные
скульптуры, вырубленные в утесах морскими волнами. Самый красивый
вид на скальные ворота, сформированные ветром и волнами,
открывается с проложенной высоко над берегом Тропы
таможенников.
По просьбе большой любительницы
устриц Марии-Антуанетты, здесь был построен питомник для их
выращивания. Устриц привозили из местечка Cancale в Бретани двумя
небольшими кораблями «La Syrene» и «La Cauchoise». Они находились в
резервуарах в течение нескольких месяцев, где приобретали более
изысканный нежный вкус, благодаря тому, что поочередно «купались»
то в пресной воде, приходившей из подземной реки, то в соленой воде
моря. Затем их на ослах и лошадях доставляли в Париж. Этот
питомник и сегодня хорошо виден сверху, даже во время
прилива.
В этой же скале есть небольшая
пещера Trou a l’Homme, через которую во время
отлива можно попасть на пустынный пляж за скалой. По легенде, в
1792 году на скалы Этреты, во время сильного шторма было выброшено
шведское судно и было полностью уничтожено. Море свирепствовало в
течение суток, было невозможно оказать какую-либо помощь и вскоре
тела моряков были выброшены на берег. Когда шторм утих, одного
матроса нашли на выступе скалы в пещере и хотели похоронить вместе
с остальными, но он неожиданно очнулся. Он рассказал о том, что
долгое время ему пришлось бороться с волнами, он был полностью
обессилен и уже готов был отдать Богу душу, как его подхватила
волна и выбросила под нависающую скалу… С тех пор пещеру называют
«убежище человека» (trou a l’homme).
Рядом с аркой La falaise d’Aval, недалеко от
берега стоит скала, выступающая из воды как обелиск
- L’aiguille (Игла), которая возвышается
над морем на 51 метр.
Вид этих скал манил людей в Этрета
на протяжении многих столетий. Римляне провели сюда дорогу от
Лиллибон.
У Марии-Антуанетты был здесь собственный участок морского дна для
сбора устриц. А в XIX в. скромный рыболовецкий порт превратился в
модный курорт, привлекавший богатых парижан своими театром, казино
и купальнями. Замок дез Эгю на окраине города считался среди
европейской аристократии самым изысканным местом проведения
«сезонов» в Этрета.
Однако по-настоящему прославили его художники Коро, Боден,
Делакруа, Моне и Мане. Композитор Жак Оффенбах построил здесь
виллу Орфей, писатели Дюма, Гюго, Карр и Мопассан подолгу жили
тут. Ги де Мопассан описал этот городок в одном из своих
рассказов: «…Впереди поднималась скала необыкновенного вида –
круглая и со сквозным отверстием. Она напоминала собою фигуру
громадного слона, погрузившего хобот в волны».
Дальше можно увидеть еще более
грандиозное творение ветра и волн – арка La
Manneporte. Если подходить к ней сверху, по Тропе
таможенников, на одном из утесов можно найти тесную пещерку,
которая называется Chambre des
Demoiselles (комната дев). По легенде жил один очень
злой лорд в замке Frefosse. В то же время в городе жили три молодые
девушки, которых лорд похитил и спрятал в пещере около главной
башни замка, которая не сохранилась. По другой версии девушки были
арестованы лордом, за то, что покинули церковь во время службы.
Девушки отказались исполнять желания лорда, за что и были
замурованы в пещере.
Более жестокая версия легенды
говорит о том, что лорд приказал замуровать девушек в бочку,
утыканную ножами, и сбросить в море со скалы. В течение трех дней
они находились там (в бочке или в пещере). Моряки и рыбаки слышали
их мольбы о помощи и их пение. Спустя три дня пожилая женщина,
которая молилась на берегу увидела фигуры трех ангелов, улетающих
из пещеры. По другой версии лорда стали преследовать три призрака
девушек, когда он покидал замок. В итоге он был так напуган и не
знал, что делать, что покончил жизнь самоубийством. Возможно, башня
находилась именно на этой скале, и возможно именно в этой небольшой
пещере на скале были замурованы девушки. Говорят, по ночам до сих
пор можно услышать их пение…
За аркой La Manneporte скрывается
еще один выступ - La Courtine. А справа от
городского пляжа еще одна арка - La Falaise
d’Amont, которая еще менее века носила другое название. Ее
называли Falaise du Blanc-Trait («Белая
стрела»), за необычайную белизну меловой породы, которую видно
далеко в море. На холме над «Белой стрелой» стоит
часовня La Chapelle Notre-Dame de la Garde.
Ее освящение состоялось 6 августа 1856, но в августе 1942 она была
разрушена и вновь восстановлена только в августе 1950г.
В городе есть еще одна церковь L’eglise Notre-Dame, она расположена
на самой окраине города. Объяснение этому можно найти в еще одной
городской легенде (La legende de la Fontaine d’Olive). Это было во
времена, когда Варвары завоевывали Францию. Удивительной красоты
девушка Оливия (Olive), стирала не берегу, возле источника свою
одежду. Неожиданное ее окружила толпа незнакомцев, это были
Викинги. Только чудо могло спасти ее. Она молилась Богу о спасении
от рук этих безжалостных людей и поклялась построить церковь в
Этрета. Бог пришел к ней на помощь и на море поднялся чудовищный
шторм, который унес лодки Варваров далеко от берега. Тогда Оливия
решила построить церковь на берегу. Но дьявол, который в то время
не любил Этрету, ночью перенес все собранные днем камни к подножью
холма св. Клэр (la cote de Saint Clair). Немного подумав, Оливия
решила построить церковь, там, где она и стоит по сей день.
Согласно историческим хрониками церковь была построена в 12 веке
под покровительством настоятеля монастыря в Фекане (Fecamp) и
благодаря щедрости трех Матильд. В нефе церкви есть некоторые
характерные черты архитектуры Нормано-Романского стиля, в том числе
и портал церкви, который был отреставрирован в 19 веке. Однако
легкость конструкций церковного хора, и прежде всего Световая
башня, а так же все сокровища этой церкви относятся к готическому
стилю.
Существует много различных легенд
про Этрета, которые придают загадочности и очарования обычной
рыбацкой деревушке, и каждый расскажет их по-своему. Но, так или
иначе, в основном все они были придуманы в 19 веке, когда город
стал приобретать популярность. Некоторые были придуманы жителями
города, а некоторые были описаны в поэмах и романах, как например
легенда о том, что в скале L’aiguille (Игла) спрятаны сокровища
Французских королей. Легенда была описана в романе Мориса Леблана
«Полая игла».
«Укрытие? Да! Но в то же время и
надежный тайник. Все королевские сокровища, приумножаемые из века в
век, все золото Франции, все, что выкачивали из народа, вырывали из
рук духовенства, все военные трофеи с полей сражений в Европе — все
это накапливалось в королевской пещере.
Старинные золотые су, сверкающие
экю, дублоны, дукаты, флорины, гинеи, и самоцветы, и бриллианты, и
всевозможные драгоценности и украшения — все было там. Кто
завладеет всем этим? Кому дано будет открыть непостижимый секрет
Иглы? Никому?» Говорят, что на написание этого романа,
Леблана вдохновила еще одна из легенд Этреты. Её называют одной из
старейших городских легенд, хотя есть мнение что, что она напротив,
является самой молодой и появилась после написания романа. Легенда
эта о потайном порте, пристань которого была спрятана под одной из
скал. Ее не было видно ни с берега, ни со стороны моря, доступ к
ней был только через туннель. Таким образом, можно было незаметно
отплывать в сторону Англии. В течение многих веков короли Англии и
Франции хранили этот секрет.
Маленький порт использовался
приемниками Вильяма Завоевателя, герцога Нормандского и короля
Англии в период сильного напряжения в отношениях между герцогством
Нормандским и королем Франции. Порт использовался как секретный
способ сообщения с Англией и как возможный путь бегства герцога
Нормандского, который мог добраться до своих союзников в Британии.
Когда, наконец, Нормандия присоединилась к Франции, различные
народные восстания, вынуждали короля Франции сохранять в тайне этот
маленький порт недалеко от Парижа, как возможный путь спасения.
Говорят, что Луи XVI хотел использовать его во время Французской
революции, но Мария Антуанетта предпочла бегство на восток.
Дальнейшая печальная история всем известна.
В Этрете в Средние века родилась
традиция Благословения моря. Существует поверье, что рыбак,
которого застиг в море шторм, спасется только тогда, когда хоть
один монах станет молиться за него на суше. Поэтому в Этрете во
время мессы все молятся за рыбаков.
Сегодня Этрета остается одним из
наиболее посещаемых мест во Франции. Тысячи туристов приезжают
сюда на отдых — поиграть в гольф, прогуляться по скалистому
побережью, сделать фотографии на фоне скал и насладиться кухней из
самыхсвежих морепродуктов, пахнущих морем и свежестью. Только гуляя
по побережью, не забудьте посмотреть расписание отливов и
приливов в этот день, иначе прилив может застать Вас врасплох на
середине пути обратно.
В центре города есть интересное по
архитектуре здание старого рынка (Le «vieux» Marche). Первоначально
на этой площади располагались ферма, пруд, канал и небольшой мост
через него. После проливных дождей, пруд засыпали, и площадь стала
рынком, где торговцы начали сооружать деревянные укрытия. В 1926
году муниципалитет решил построить крытые павильоны для рынка.
Строительство было доверено ремесленникам из Гильдии ремесленников
Ла-манша, а дерево для строительства привозили из города Брион (la
ville de Brionne). Во время Первой и Второй мировых войн в здании
рынка находился военный госпиталь. Сегодня в здании рынка
располагаются сувенирные лавочки и небольшая церквушка.
В городе есть и современный памятник, посвященный двум легендарным
французским летчикам – лейтенанту Шарлю Нэнжессери и капитану
Франсуа Коли (Nungesser and Coli). Стела была воздвигнута в 1963
году, на холме справа от городского пляжа над скалой La Falaise
d’Amont. Это память о первых авиаторах, которые 8 мая 1927 года
попытались совершить первый беспосадочный перелет из Парижа в
Нью-Йорк через северную Атлантику на одномоторном биплане «Белая
птица». Но до Нью-Йорка они не долетели. Последний раз их видели в
небе над Ирландией, а в Этрете было их последнее появление над
территорией Франции. Больше их никто не видел, самолет так и не
нашли…
Удобно расположившийся между скал у подножия поросшего зеленью
холма, город поразительным образом остался прежним, несмотря на
постоянный поток прибывающих сюда туристов. Здесь нет недостатка в
хороших рыбных ресторанах. Обращают на себя внимание колоритное
здание рынка с деревянной крышей (там располагаются сувенирные
лавки ) и очаровательная средневековая церковь. На набережной,
огибающей галечный пляж, по-прежнему можно увидеть крытые соломой
домики и окрашенные в яркие тона традиционные рыбацкие лодки.
Вот так, маленькая рыбацкая
деревушка сумела овладеть сердцами многих любителей удивительной
природы Нормандии, создавая мифы и легенды вокруг грандиозных
творений воды и ветра.
источники
источник
http://france-guide.livejournal.com/
http://www.svk-pooh.ru/
|
</> |