Дом-музей Виктора Гюго.
ariananadia — 28.10.2021
Maison de Victor Hugo
Таких домов-музеев, в которых
когда-то проживали известные писатели, во Франции немало – около
120. Жорж Санд, Александр Дюма, Жюль Верн, Оноре де Бальзак, Виктор
Гюго…. Можно подняться по тем же самым лестницам, где ходили они,
коснуться рукой предметов, принадлежащих им когда-то, и даже
представить себя на месте их героев.
Известность к Виктору Гюго пришла
достаточно рано. Ему было всего 20 лет, когда король назначил
пенсию начинающему литератору после опубликования первых
стихотворений. Это позволило ему жениться на девушке, которую любил
с детства. За сборником последовали многочисленные пьесы и романы,
пришли слава и богатство. Площадь Вогезов (до 1799 года –
Королевская площадь), дом №6, старинный особняк, построенный в
самом начале XVII века.
В 1831 году уже достаточно известный
писатель Виктор Гюго привез сюда свою семью: жену (Адель Фуше) и
пятерых детей. Они заняли апартаменты на втором этаже здания – 280
квадратных метров и прожили в них около 16 лет (1832-1848
годы).
В этой квартире были написаны лучшие
романы – «Лукреция Борджиа», «Отверженные», «Песня сумерек», «Мария
Тюдор», «Лучи и тени». В 1841 году Виктор Гюго становится членом
Французской Академии, а несколько позднее, в 1848 году – депутатом
Национального Собрания. Сюда приходили многие известные люди:
Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Джоаккино Россини, Александр
Дюма, Ференц Лист. Из этой квартиры писатель отдавал замуж
Леопольдину, свою любимую дочь.
Достопримечательности дома-музея Гюго
В 1902 году, к столетию со дня рождения Виктора Гюго в его бывшей
квартире было решено открыть дом-музей. Для чего Поль Мерис (друг и
душеприказчик) выкупил особняк и предоставил в дар книги, рукописи,
рисунки, личные вещи писателя, которые стали основой музейной
композиции.
Прихожая или передняя комната
Комната обустроена в сдержанном
стиле. Возле одной из стен располагаются два старинных сундука на
подставках. Каждый из них сделан в своем стиле и имеет декоративную
роспись на крышках и передних стенках. Напротив входа установлено
трюмо, на котором стоит бюст. Нижняя часть трюмо выполнена
мастерами из дорогого дерева и украшена резьбой. Массивное широкое
зеркало возвышается практически до самого потолка комнаты.
Стены украшены картинами мастеров. На некоторых полотнах изображены исторические события разных эпох. На других картинах и гравюрах встречаются изображения семьи, детей близких друзей и знакомых. Почетное место среди всех полотен занимает одно с изображением мадам Гюго. Все картины обрамлены в тяжелые резные рамы.
Передняя комната достаточно
просторная, но не большая. С высокого потолка на цепи свисает
люстра, сделанная в старинном стиле.
Красная комната
Из прихожей посетитель сразу же
попадает в красную комнату. Все помещение оформлено в красных тонах
и обставлено дорогой мебелью контрастных цветов. От деревянного
паркетного пола до потолка стены обтянуты бордовыми обоями. На
окнах свисают тяжелые красные шторы, затянутые шнурами. При этом
помещение достаточно светлое и уютное.
Вдоль одной стены расположились два
журнальных пристенных столика на резных золоченых ножках. На них
стоят декоративные статуэтки и бюсты, изображающие известных людей
времен Виктора Гюго. В центре комнаты стоит раритетный стол, на
котором, под стеклом, представлены некоторые предметы быта писателя
и его семьи.
Два балконных выхода с одной стороны
помещения имеют высокие до потолка полностью застекленные
двустворчатые двери. С балконов открывается красивый вид на
площадь. Между дверями возле стены стоит резная тумбочка, на
которой расположились две расписные вазы и блюдо, оставшееся еще со
времен жизни знаменитого писателя.
На стенах, как и в предыдущей
комнате, развешены полотна мастеров. На многих из них изображены
известные люди и друзья семьи, на остальных исторические моменты
различных периодов. Также в комнате расположены на противоположных
стенах свисают зеркала в вычурных золоченых рамках.
Китайская гостиная
После красной комнаты, сделанной в
классическом стиле, идет помещение, полностью обставленное
китайскими предметами быта и творчества. В этом помещении можно
оценить дизайнерский талант писателя.
Одна из стен помещения практически
полностью покрыта стеллажами с выставленными расписными китайскими
фарфоровыми тарелками. Эти стеллажи были разработаны самим Виктором
Гюго, покраска и завершение работы проводилось его другом. С той же
стороны располагается дымоход, панели которого были расписаны
мастером. В помещении преобладают основные черные, приглушенные
зеленые и бордовые тона. Рисунки выполнены золотой, красной и
зеленой красками.
Высокие потолки отделаны резным деревом с витиеватыми узорами. Каждая отдельная часть представляет из себя произведение искусства. С потолка свисает светильник в абажуре, также сделанный в китайском стиле.
По обеим сторонам от дымохода стоят
стулья, а недалеко от них располагается китайский столик-секретер,
искусно расписанный мастерской рукой. На этом столике было написано
множество писем и ответов на корреспонденцию. Для обогрева
помещения в комнате расположен камин.
Из комнаты есть выход на балкон,
сделанный в том же стиле, что и в предыдущей комнате. Все стены
покрыты расписными деревянными панелями с изображением птиц,
бабочек, китайцев и китаянок. На полках размещены статуэтки,
изображающие драконов и различная китайская посуда.
Столовая комната
Столовая комната в квартире Виктора
Гюго сделана в готическом стиле. В центре помещения расположен
массивный деревянный стол и стулья. Вдоль стен по периметру
находится мебель: лавки, буфеты, трюмо, тумбочки. Все выполнено из
дорогого и тяжелого дерева и украшено резьбой.
Примечательно то, что изготовлено
все убранство комнаты из мебели эпохи Возрождения, которая была
закуплена в разных местах.
С помощью дизайнеров и плотников из
тяжелой деревянной двери изготовлен был обеденный стол, а различные
комоды превратились в буфеты и лавки. На стенах в столовой
развешены картины в тяжелых рамках и фотографии. На полках и столе
расставлены статуэтки декоративные и изображающие известных
людей.
Возле одной из стен стоит большое
зеркало, которое как бы утопленное в большую деревянную рамку-шкаф
с полочками и резными столбиками. Два окна хорошо пропускают свет,
несмотря на тяжелые шторы, сделанные в цвет всех обоев и красиво
задекорированные. С потолка свисает тяжелая люстра, сделанная из
металла в стиле всего помещения.
Не смотря на то, что комната
обставлена тяжелой мебелью, а стены и шторы имеют темный окрас, она
достаточно приятная на вид и уютная. А красота мебели притягивает
взгляды своей вычурностью, над которой работали мастера того
времени.
Это действительно маленькая комната. Расположить в ней массивную
мебель той эпохи, в которой жил Виктор Гюго, практически
невозможно. Комната сделана в современном стиле, стены и потолки
обтянуты обоями. Нет никаких вычурных лавочек или тяжелых
люстр.
На сегодняшний день помещение
используется как выставочная комната. В ней по стенам развешены
картины, гравюры, рукописи и прочие подобные произведения
искусства, и ценные исторические экземпляры. Экспозиция постоянно
меняется или закрывается. Причиной этому является то, что некоторые
предметы запрещено постоянно выставлять, так как они могут
испортиться.
Мастерская
Мастерская – это место где талантливый писатель творил и создавал свои произведения. Выполнена она в зеленом стиле, модном на то время.
Комната небольшая, но достаточно
просторная и светлая, благодаря двум балконным проемам, которые
полностью открыты и не завешены тяжелыми шторами. Пол сделан из
деревянного паркета, а вот освещение того времени не сохранилось.
Сейчас комнату освещают современные устройства.
В комнате расположен старинный комод
с резными узорами, на котором расположена большая статуэтка. Далее
стоит высокая тумба, на которой расположен бюст Леона Бонна.
Напротив балконов стоит высокий секретер на тонких красивых
ножках.
В помещении располагается рабочий
стол писателя, на котором под стеклом представлены образцы его
некоторых рукописей, старинная книга и различные личные предметы.
На всех стенах развешены картины и портреты его знакомых, друзей и
большой портрет его внуков Жоржа и Жанны на стене с балконными
выходами.
Спальня
Через мастерскую посетитель попадает
в спальную комнату. Благодаря внукам Виктора Гюго, сохранилось
внутреннее убранство и мебель комнаты, где писатель провел свои
последние годы жизни. Комната полностью восстановлена и передает
обстановку помещения того времени.
В небольшом помещении расположена
деревянная массивная кровать с крышей, именно на ней провел свои
последние дни, часы и минуты Виктор Гюго. Изголовье кровати резное
и высокое. На четырех опорах по ее периметру расположены резные
подставки, начинающиеся с ножек, на которых держится крыша.
Для обогрева комнаты предусмотрен
мраморный камин, над которым до самого потолка возвышается большое
зеркало. На камине стоят два подсвечника со свечами и старинные
часы. Возле кровати стоит высокий комод в готическом стиле,
сделанный из дорогого дерева и украшен мастерами.
В комнате также находится
большой шкаф-буфет, старинные резные тумбы и стулья. На полках и
шкафчиках расставлены декоративные статуэтки. На полу стоят высокие
вазы. На стенах также присутствует пара картин, на которых
изображен Виктор Гюго на своей кровати в последние годы
жизни.
Стены во всей комнате обтянуты
красными обоями, солнечный свет проникает через единственное окно,
расположенной напротив кровати. На потолке находится натянутый
гобелен с изображением природы. Окно закрывается тяжелыми шторами
красного цвета, тяжело свисающими с потолка.
Талантливый человек талантлив во всем: чтобы убедиться в истинности
этого известного утверждения, достаточно посетить Дом-музей Виктора
Гюго на площади Вогезов, где личность великого писателя открывается
с малоизвестных публике и неожиданных сторон. Экспозиция музея
размещена в квартире, которую семейство Гюго снимало с 1832 по 1848
гг. и задумана так, чтобы посетитель мог лучше представить себе не
только Гюго-писателя, но и Гюго-человека — одаренного художника,
декоратора и любителя экзотической в то время фотографии;
примерного отца, страстного коллекционера и преданного
друга.
История музея
К 100-летию со дня рождения писателя
его друг и душеприказчик Поль Мерис предложил организовать музей в
апартаментах особняка Роган-Гимене, где Виктор Гюго жил вплоть до
Июльской революции. Площадь в 280 кв. м позволяла развернуть
обширную экспозицию, но обстановка квартиры и даже ее планировка
существенно изменились за полвека — там не осталось ни одной вещи,
принадлежащей Гюго. Положение спас все тот же Поль Мерис: он
пожертвовал новому музею все вещи, доставшиеся ему в наследство от
писателя и убедил многочисленных друзей и родных Гюго сделать то же
самое. К моменту открытия осенью 1902 г. дом-музей обладал уже
впечатляющей коллекцией, а за последующий век его фонды увеличились
в несколько раз.
Музей в наши дни
Старая квартира на третьем этаже уже
не вмещает всех экспонатов, поэтому в распоряжение музея
предоставили и второй этаж — там в запасниках хранятся рисунки
Гюго, а также старые и раритетные издания его книг. Часть комнат
второго этажа отведена под временные экспозиции.
Апартаменты писателя начинаются с
широкой лестницы, ведущей в анфиладу больших комнат, — каждая из
них оформлена в собственном стиле и воссоздает детали жизни и быта
семьи Гюго. Особого внимания заслуживают «китайская гостиная» с
коллекцией фарфоровых тарелок, которую собирал сам писатель;
«готическая столовая», отражающая страсть автора «Собора Парижской
богоматери» к эпохе Средневековья; рабочий кабинет, декорированный
в модных в то время зеленых тонах; уютная «красная комната», где
были частыми гостями Ференц Лист, Джакомо Россини, Оноре де Бальзак
и Проспер Мериме.
Александр Дюма, также бывший близким
другом Гюго, увековечил апартаменты на площади Вогезов в своем
романе «Три мушкетера» — согласно фабуле произведения, там жила
миледи Винтер в компании служанки Кэтти.
Спальня писателя несколько выбивается из экспозиции: в отличие от
остальных комнат она воспроизводит обстановку не жизни писателя, а
его смерти — помещение с единственным окном декорировано мрачными
бордовыми портьерами, в его центре стоит массивная готическая
кровать с балдахином. По преданию, именно в ней Гюго произнес свои
последние слова: «Заканчивается битва дня и ночи — я вижу черный
свет».
Немногие знают, что Гюго хорошо рисовал, в коллекции музея более
400 его акварельных набросков и рисунков, выполненных пером –
зарисовки во время путешествий, рукописи писателя.
Историческая справка
Музей располагается в доме, где Гюго
снимал квартиру размером 280 метров на втором этаже в 1832—1848
годах. В 30-ти летнем возрасте он переехал сюда жить со своей женой
Адель.
Дом представляет собой особняк Роган (фр. Hôtel de Rohan-Guéménée)
на площади Вогезов. Музей был открыт в 1902 году в честь столетия
со дня рождения Виктора Гюго.
Само здание было построено в 1605 году для его владельца Исаака
Арнольда. Когда имение перешло во владение к Роган, его существенно
реконструировали.
© 2021, Авторские права защищены! Ссылка при копировании обязательна! | Источник: amsterdamtravel.ru
|
</> |