Принятие прошлого
new_rabochy — 01.04.2022 Рецепция (от лат. receptio; принятие) — заимствование чужих исторических, социологических или культурных форм. Российское государство было дважды переучреждено за последние 100 с небольшим лет. Занятно проследить, как следующий режим потихоньку осваивает историческое и культурное наследство предыдущего. Вначале всякий раз идёт неприятие, как советская власть первых десятилетий не желала имперского наследства, так и постсоветская власть не особенно любит наследство советское. И в том и в другом случае со временем отношение смягчается, через поколение наследство начинают "ценить", потом даже "любить", а затем полуофициально жалеть о стране "которую потеряли".Интересный материал о советской рецепции имперского пространства выложили в своё время на ПостНауке:
В целом принятие прошлого происходит по следующей схеме. По первости новому режиму важно заклеймить дореволюционную историю, чтобы оправдать эксцессы революции. Поэтому положительно оцениваются лишь революционеры, повстанцы, диссиденты и прочие борцуны со "старым режимом". Потом начинают "признавать" деятелей науки и культуры: известных учёных, писателей, поэтов, композиторов, художников и т.д. На следующем этапе отдают дань уважения военным подвигам и славят заслуги полководцев. Далее "реабилитируют" политических деятелей. Наконец, наступает момент примирения с прошлым.
Тот же путь проделывает современная Россия по отношению к СССР, от отрицания "совка", которое насаждалось властью в 1990-е, плавно перешли к полноценному воспроизводству советского нарратива о Великой Отечественной войне, прославлению советских достижений в космосе и спорте. Одновременно пропаганда, киноиндустрия и даже маркетинг эксплуатируют ностальгию по советскому прошлому. Уже частично реабилитированы политические деятели.
До последнего времени обществу старались регулярно напоминать о советском дефиците и репрессиях, видимо чтобы нынешняя власть смотрелась получше на фоне предшественников. В свете последних событий, эти темы скорее всего снимут с пропагандистской повестки. Единственное, что точно не реабилитирует нынешнее поколение элитариев это сама революция и левая идеология. Образ оранжевых революций для современных российских элит стал настоящим жупелом, которого боятся до одури, что делает невозможным примирение с революциями прошлого. "Левизна" же разрешена только в выхолощенном лоялистском и консервативном виде, то есть должна сводится к попыткам сохранить остатки советского, но ни в коем случае не быть ориентированной на будущее переустройство общества.
Возможно через 10-15 лет, когда пробьёт час новой оттепели, революционное наследство тоже будет в какой-то степени признано, как признала Третья республика наследие французской революции.
Известный немецкий исследователь истории памяти Ян Асман писал, что память человека может быть разделена на две больших категории: коммуникативная — то, что помнит сам человек и его родители, и культурная — это то, что не принадлежит индивиду, а доносится до него специально подготовленными людьми - учителями истории, экскурсоводами, пропагандистами, публицистами и т.д. Последняя доносится языком мифа, в ней живут боги и герои. В брежневскую эпоху население СССР стало воспринимать Российскую империю через призму не коммуникативной, а культурной памяти. Империя превратилась в мифическое прошлое, в котором действовали боги и герои. Если в этот раз переход от коммуникативной к культурной памяти также займёт полвека, то СССР окончательно станет мифом в 2040-е.
|
</> |