принципы обучения
ru_psiholog — 22.01.2010 Появилось много мыслей в последнее время.. у меня есть потребность их как-то «разрулить», поэтому написала 5 постов на разные волнующие меня последнее время темы, которые хотела бы поместить в сообществе . Заранее прошу прощения за такой массированный "вброс" из сразу нескольких постов подряд.. Часть можно пропустит :-) , но если прокомментируете по теме поста - буду благодарна.Собственно 1-й пост. Проблема у меня сейчас с тем, чтобы наладить самой себе само-обучение на дому.. Сделала попытку просистематизировать свой прошлый опыт удачного , эффективного обучения. У меня получилось вот что:
Основные принципы эффективного (во всяком случае для меня) обучения.
1. Учиться ради кого-то – ради учителя, ради любимой, ради высшей цели.
Классика жанра:
Шарлотта Бронте. Учитель и ученица. перевод © Т.Гутиной
Вошла я робко в этот круг
(Прилежной - да, была),
Но интерес проснулся вдруг,
Признательность пришла.
Урок стал лучшей из наград,
Когда ж порой томил -
Одна улыбка, слово, взгляд
Мне придавали сил.
Он вскоре выделил меня
Из прочих школяров
Тем, что, бесстрастность сохраня,
Стал более суров.
Он был готов прощать другим.
С меня был спрос иной:
Уж тут он был непримирим
К оплошности любой.
Продолжение стихотворения здесь - www.morganaswelt.ru/bronte_ch_verse10.html
2. Получение удовлетворения от результата ,от труда.
Называется – «Учился НЕ зря!» Готовый результат должен быть «на лицо». Будь то отличная оценка на экзамене или сколоченный скворечник, но результат должен быть.В конце-концов все-таки на олимпийский играх спортсмены бегут марафон не ради процесса, а ради победы..
Соответственно, если так получается, что несколько раз постигает неудача, то итогового чувства удовлетворения нет. И тогда появляется уныние – «да не буду я учить этот английский.. сколько раз пытался – и все зря!» :(
тут конечно главная помощь- это цели ставить реалистичные. Иначе же любой неуспех будет сильнейшим демотиватором. И как пример, тогда и от от 2-го места на олимпиаде можно больше впасть в депрессию, чем от 10-го.
3. Соответствие приятного и неприятного.
По моим размышлениям получилось, что это соответствие должно быть примерно (15-40)/(85-60), где 15- 40% – положительные эмоции, а 85-60% – это усталость, труд, зубрежка, т.е. неприятные.
Однозначно вышло, что приятного должно быть мало. Ибо, положительные эмоции обладают большим зарядом, чем неприятные, поэтому лучше компенсируют. Если же их слишком много, то стимул пропадает, к примеру «Выучил один урок – получил шоколадку» это пример когда слишком много приятного. Стимул учить дальше пропадает. Другое дело, когда , когда получил ту же шоколадку – за выученные 6-7 уроков! Или даже просто в конце целой недели учебы. Ценность такой награды получается гораздо выше.
4. Лучше установить определенный ритуал при выполнении процесса обучения.
Приведу пример из книги Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя»:
==цитата====
Ритуал перехода с одного языка на другой. После того как ребенок уже достаточно привык к родному языку, в возрасте от восьми месяцев до года введите в свой ежедневный обиход моменты, когда вы будете говорить с малышом на другом языке. Не забудьте сопроводить переход на иностранный язык специальным ритуалом. Поверните ребенка лицом к себе и скажите ему, глядя в глаза: "And now we're going to speak English. This is your nose, your mouth, hand, foot, stomach, hair..."
Говоря это, дотрагивайтесь до тех частей тела ребенка, которые называете. В конце урока совершите ритуал перехода на родной язык. "А теперь мы снова будем говорить по-русски: вот твой нос, рот, рука, нога, живот, волосы...".
==конец цитаты====
5. Конечно позаботиться о здоровье.
Витамины, достаточное количество сна и т.д. Тогда учеба будет проходить легче.
Согласны с написанным? Дополнения?