Прикладная маскология или новый Остап Мавроди в масштабах мира.
ixtrem — 24.05.2016Человек не может без веры.
Если её отнять, то он начинает судорожно искать новую точку опоры, веруя во что-то другое.
Этот естественный механизм давно заметили крупные корпорации и теперь монетизация веры – основной способ стимуляции маркетинга и сбыта.
Дело несложное – высмеиванием-враньём убираются традиционные конкуренты в рясах, которые что-то там пищали про духовность, развитие, пользу труда и тому подобное, и подсовывается что-то блестящее, понятное, простое и прикольное. Сразу переносящее самооценку “на уровень выше”. Просто надо верить, что этот уровень есть. Что если раньше бухал водку, а теперь ннннакатываешь вискачок 12ти летний – то это развитие. А если раньше была японская машина, а теперь европейская – то новый уровень. “Я встречаюсь с мужчинами, которые могут позволить себе BMW” – пишут на сайтах знакомств; и что такого в плохо замаскированном ценнике, если типовой “мужчина, который может позволить себе BMW”, для этого её себе и “позволил”?
Одним из эксплуатирующих подобную тему является известный шоумен Илон Петрикович Мавроди, в оригинале “Маск”.
Вокруг его шоу-программ образовалась достаточно плотная секта верующих, которые малограмотны технически (сейчас таких называют техногиками – т.е. теми, кто интересуется, но не в теме), но активны в части рекламы и пиара. У них есть некий фиксированный перечень постулатов – типа “всё, что делает Маск – успешно и хайтехово” – которые не обсуждаются критически, т.е. вот вообще – поэтому данную секту в последнее время принято показательно чморить. Это несложно, потому что они глупые.
Учитывая то, что память сейчас у людей стала совсем краткой, я заметил, что все фантазии членов данного кружка крутятся вокруг нескольких ключевых тем – что ж, можно свести всё это в одну статью. Показательную – про то, как выгодно имитировать хайтех.
Меня часто обвиняют, что я пишу необъёмные совершенно по масштабу тексты – ОК, в этот раз всё будет относительно компактно и скупо на эпитеты.
Миф про PayPal
Краткая суть: “Один из удачных проектов Маска – то, что он в
одиночку создал PayPal”
Факты, однако, куда как прозаичнее.
Компания PayPal создана в декабре 1998, и называлась она тогда
Confinity. Изначально компания планировала писать софт для
наладонников. Основатели – наш соотечественник, советский еврей Max
Levchin, а также Peter Thiel, Luke Nosek и Ken Howery.
PayPal же был придуман внутри Confinity в 1999м как сервис для
быстрого перевода денег. Под эту задумку были взяты деньги у
инвестора, BlueRun Ventures.
После появления толстого инвестора и по его совету начинается
покупка аналогичных стартапов (стандартный ход). И один из таких
стартапов – убыточный на тот момент X.com, который хочет быть
онлайн-банком. В X.com вложено 10 миллионов баксов, но он сидит в
убытках, бизнес не идёт. Там работает И.Маск. Маск приходит в
Confinity, рисует ослепительные перспективы, и его стартап покупают
в числе пачки других, а его ставят заниматься
рекламой-маркетингом.
Ещё раз – покупают оптом. Эта методика известна – так, например,
работает фирма Cisco, которая за год делает множество поглощений –
т.е. рынок просто зачищается от потенциальных “подрастающих”
конкурентов, плюс скупаются на корню перспективные наработки. Да,
дорого – но что-нибудь да выстрелит – а если так произойдёт, то
успешное срочно переименуют в Cisco. Чтобы потом люди восхищались
“сколько у них наработок и изобретений”. У них – деньги.
Итак, фирму Маска покупают оптом вместе с другой мелочью, а его
ставят не на техническую, а рекламную позицию. Сейчас, знаете, есть
такая штука – евангелизация технологий – когда технарь подменяется
шоуменом (есть, конечно, исключения, но они вымрут естественным
путём, т.е. за шоу платят больше, чем за технологии) – вот, тогда
такой термин не был раскручен, но суть та же.
По итогам технологии от X.com в пейпале не используются, но долю
акций Маск, как руководитель поглощённого предприятия, имеет.
Единственный актив – бренд X.com – быстро заминают, потому что
после опросов выясняется, что пользователи его не с банком
ассоциируют, а с порноресурсом.
И после, когда PayPal поднимается и раскручивается, его уже
покупает задорого (полтора миллиарда) eBay. И вот после всего этого
долю в PayPal Маск продаёт. За большие деньги – ну так бум доткомов
начала нулевых и всё такое.
А теперь сравните это с “Илон Маск в одиночку создал с нуля PayPal,
вот это да, что значит – гений, изобретатель, технарь”.
Перейдём от недавней, но уже истории, к современности.
Автомобили Tesla
От плотности мифов тут в глазах рябит – всё “уникальное,
высокотехнологичное, американское, продвинутое, сверхуспешное” и
так далее. Всё, безусловно, придумал и разработал лично Маск.
Реальность проще.
Фирма Tesla Motors основана в 2003 году двумя людьми – Martin
Eberhard и Marc Tarpenning. Они и придумали концепцию
“электрический спорткар”. Никакого Маска рядом не было. Маск
появился позже, как один из представителей инвесторов. Продукт в
этот момент был уже разработан.
За 13 лет (!!!) эволюции Tesla выпустила несколько моделей,
различающихся дизайном и салоном. Техническая часть не меняется,
своих разработок Тесла не ведёт. В качестве батареек используются
китайские элементы 18650, на которых бегает весь китайский
электротранспорт – от скутеров до автобусов. Это стандартные
элементы на 3.7В, визуально похожие на пальчиковые батарейки. Из
них набираются батареи с нужными параметрами – например, у скутеров
это блоки по 12 вольт и 12 или 20 ампер-часов (например,
такие ). Тесла покупает их оптом у Panasonic, а он размещает
заказ в Китае. Своего производства что у Теслы, что у Панасоника –
нет. Никаких “специальных секретных батарейных модулей” тоже нет, у
Теслы нет патентов, связанных с техническими решениями в части
батарейного модуля. Контроллер у батарейного блока разработан в
Шеньчжене – и, кстати, по мотивам такого же у китайских
электроавтобусов. По сути, Тесла просто покупает то, что придумали
и внедрили у себя китайцы, поэтому в части технологий Тесла вечно
догоняющая – у неё будут в новой модели те батарейки, которые в
скутере за 1200 юаней у китайского продавца лапши уже полгода как
работают.
Вот, например, обычное электротакси из Шеньчженя – ни элитарной
сверхстоимости, ни пиара. Работает целый день, стоимость проезда
небольшая. У него, что удивительно, батарейный блок той же ёмкости,
что и у Tesla – на 85 киловатт-часов. Хотя разработан раньше.
Видимо, совпадение. И никаких мифов про “уникальную укладку и
упаковку батарей, дорогую патентованную”, да.
Моторы для Теслы также делаются в Китае – отдельно ротор,
отдельно статор, Тесла просто ставит на них свой лейбл (см.
http://www.cens.com/cens/html/en/news/news_inner_43640.html
, “Fukuta Elec. & Mach. Co., Ltd. is the only Taiwanese
supplier of the motor on the Model S featuring high-conductivity
die-cast copper rotor for higher efficiency, lower power
consumption, compact size and lighter weight”). Это “сложное”
действие выгодно – оно позволяет “честно” поставить местом
производства США, и ввозить моторы по тарифам для комплектующих, а
не для готовых изделий (другие пошлины). Часто, кстати,
используемая схема при имитации локального производства –
упомянутая выше американская фирма на букву C так в Зеленограде
“локализовывала” производство защищённых маршрутизаторов – ввозила
маршрутизаторы как комплектующие, а на “месте производства”
вставляла в них модуль с поддержкой российской криптографии, и всё
сразу волшебным образом превращалось в “локализованное производство
российских маршрутизаторов”.
За почти полтора десятка лет Тесла понаделала кучу патентов,
но все они, если посмотреть, связаны с дизайнерскими или
оформительскими решениями. Т.е. рассказы про “двигают науку, вон
какая капитализация, всё за счёт уникальных технологий” по факту
описывают многочисленные патенты “форма крыла” и “цвет пластика у
выдвижной ручки”. С этим связана комичная история – в 2014м году, в
целях раскрутки и пиара, Маск заявил о том, что
“дарит миру все уникальные технологии Теслы”. Креативный
класс пустил слезу и оставил тысячи комментариев “господи как он
велик он наш бог какое счастье жить на одной планете с таким
уникальным гением миня аж трисёт до дрожи”, и на этом всё
закончилось.
Ожидалось, видимо, что “ну раз опубликовали такие уникальные
патенты, то вот сейчас вал аналогов Тесл начнётся”, потому что
предполагалось, что это как раз некие Уникальные Технические
Патенты – а ничего не произошло, потому что патенты эти, по сути,
после публикации дали любому возможность сделать такой же багажник,
как у Теслы, или такую же обивку в салоне. В части техники Тесла
как была догоняющей, так и осталась – запатентовать китайский
движок она не может, свой разработать – тоже. Такой вот
“технологический прорыв”, да, и “если у них патенты оцениваются в
миллиарды, то это значит что они гении”. Это значит лишь то, что
некий аудитор прикинул, сколько денег может в теории недополучить
фирма, если вдруг из-за появления конкурентов сбыт упадёт,
например, до нуля. Получилась огромная (и чисто теоретическая)
сумма, эту сумму прикрепили к патенту “дверная ручка с кнопкой
прикольной формы”, и если кто-то захочет купить этот патент – то он
должен заплатить такую вот сумму. Просто никто не хочет, смысла-то
нет никакого. Поэтому сумма есть, патент есть, а вот что к
технологичности, что к продвинутости – никак не относится, вообще
нет связи – что в 1 миллиард ручку эту оценить, что в 100
миллиардов.
Перейдём к вопросам экологичности.
Экологичность сейчас – это такая штука, которая позволяет продать ненужную вещь не просто дорого, а очень дорого. В варианте с Теслой это ещё и повод получать дотации – притом сразу с двух сторон, и на электричество для зарядок, и на машины. Говоря проще, покупая литр бензина в странах, где есть программа спонсирования электрокаров, вы платите за зарядку чужой Теслы.
Первый миф про экологичность Теслы – что её зарядка бесплатна, потому что “на крышах зарядных станций солнечные батареи и поэтому можно просто заряжать машины этой же энергией”. У Маска вообще пункт “приляпать на любой рекламный ролик нового чудесного изобретения, существующего только в виде 3D-модели, солнечные батареи.
Будучи приглашённым в местную гонконгскую Теслу на презентацию Model 3 и тест-драйв, я уточнил данный момент в деталях. Всё оказалось просто.
Суперчарджер, который сверхбыстро заряжает батарейку, кушает 120 киловатт. Таких суперчарджеров по 4 штуки на зарядке. Это полмегаватта. Солнечных батарей, чтобы обеспечить круглосуточную возможность отдавать такую мощность (равно как и батарей, которые можно зарядить, а потом от них запитать суперчарджеры, от которых зарядить машины) просто нет, да и можно прикинуть, какую площадь они бы занимали. Зарядки Теслы подключены к обычной городской сети и платят приличные деньги за потребляемое электричество. Схема “заряжаем свои батарейки а потом от них машины” на зарядках не используется, так как невыгодна (!!! – привет “настенной батарейке Тесла”, про которую далее) – стоимость солнечных батарей плюс аккумуляторов плюс износ плюс обслуживание плюс потери на зарядке-разрядке делают это “экологичное солнечное электричество” невыгодным даже для самой Теслы.
Бесплатная зарядка же есть с кучей оговорок, которые делают её не бесплатной вообще. Она есть у топовой Model S, которая стоит больше 100К долларов, при этом надо, чтобы машина была на полном официальном сервисном обслуживании (с некислой ценой за нормочас), чтобы ни разу не была в аварии (т.е. поцарапался – всё), и ещё оплачивается хранение и транспортировка батареи. Классика жанра, в общем. Если сесть и посчитать цену машины плюс ТО, то выйдет, что расходы на “бесплатно подзаряжаемую” будут выше, чем у обычных машин.
Можно заряжаться и без суперчарджера, от розетки. Зарядка просит 400V при 32 амперах. Учитывая, что в обычной квартире на входе дай бог 32А автомат стоит, а проводка вообще под 16-25 заточена, заряжаться от “обычной” розетки на 220V просто не выйдет – это будет сверхдолго. Подразумевается, что такая зарядка будет в коттедже, где будет отдельный щиток для этой цели, ну или специальная зарядка на парковке у дома (опять же за деньги). Никакой особой экологичностью тут и не пахнет в итоге.
Второй миф про экологичность Теслы – это то, что электрокары снижают выбросы CO2. Нет, выбросы лишь увеличиваются. Разрушение этого мифа крайне опасно для Теслы – во-первых в исследовании по ссылке оказывается, что потребление мощности в рекламе сильно занижается (почти в 2 раза), во-вторых из-за того, что на создание нужного электричества тратится много топлива, теряется смысл “зелёных” дотаций – а без них и так убыточная Тесла будет совсем плохо себя чувствовать. Поэтому идёт массовая кампания “ой да ерунда всё это какая разница главное что не дымит”. То, что рядом при этом дымит в 3 раза сильнее ТЭС – умалчивается.
По итогам под маркой Тесла имеем круто распиаренную китайскую электромашину, дорогую в обслуживании. Схема монетизации – “электрический транспорт – это вау-эксклюзив для успешных и неординарных людей, отсюда наценка в сотни процентов за бренд и имидж”. Эксклюзивность, а не инклюзивность, приводит к тому, что априори более дешёвый электротранспорт (в нём банально меньше узлов и компонентов) превращается в фетиш и престижную штучку. Никакого развития, никаких технических прорывов нет – фирме 13 лет, за это время ничего, кроме редизайна, не сделано. Провал 2014го года с “открытием миру уникальных технологий” наглядно показал, что за роскошной дверью Буратино ждал пыльный пустой чулан.
Финансовая сторона вопроса ещё более уныла – несмотря на гос.дотации, несмотря на льготы на электричество для зарядок, несмотря на дотации покупателям машин, Тесла убыточна и работает в минус, тратя деньги инвесторов. Маску не удалось ни совершить технологический прорыв, ни создать финансово состоятельное предприятие.
Продолжение - на сайте автора. А я основное уже привел )
Автор: Ruslan V. Karmanov