Презумпция
messala — 14.08.2017 Что-то не получается то ли у меня объяснить, то ли у публики понять первое правило работы с текстом (ранее, здесь и далее под текстом понимается исторический источник) - презумпция достоверности текста. Давайте попробуем это растолковать на примере презумпции невиновности.Презумпция невиновности, как она была придумана римлянами (хотя эксплицитно нигде, кажется, не сформулирована) вовсе не имеет под собой гуманитарных оснований - типа "лучше, чтобы остались безнаказанными сто виновных, чем был наказан один невиновный!" Такой оттенок она действительно приобрела в Новое время, однако первоначально это был чисто логический инструмент.
Никто не может доказать отрицательное утверждение. Невозможно доказать, что чего-то не было. Соответственно, onus probandi, "бремя доказательства" лежит на утверждающей позитивные положения стороне. Любой процесс начинается с того, что инициирующая его сторона нечто утверждает (что имело место какое-то деяние) - а это истец или обвинение. Вот она и начинает доказывать. Это просто вопрос первой подачи.
Презумпция невиновности вовсе не означает, что ответчик и обвиняемый вообще не обязаны ничего доказывать - иначе все приговоры были бы оправдательными. Она лишь означает эту самую первую подачу - начинает обвинение.
Но доказать негативное утверждение, как мы помним, невозможно. Единственный способ это сделать - доказать позитивное утверждение, логически несовместимое с позитивным утверждением противной стороны. Например, обвиняемый может доказать, что он в момент совершения преступления был в другом месте, а значит, не мог это сделать. Такой способ защиты по-латински так и называется: "в другом месте" - alibi.
Короче, возвращаясь к текстам. Презумпция достоверности текста вовсе не означает, что
Ни на каком другом принципе работа с текстами быть основана не может. Для античной истории у нас их попросту мало - каждый из них на вес золота. Вы не представляете себе, до чего случайный состав литературы из античности до нас дошел. Все известные сегодня рукописи Горация, согласно текстологическим исследованиям, по-видимому, восходят к одному единственному списку примерно 9 века н.э. Потому что в него, по счастью, не завернули селедку, не соскоблили его, чтобы записать какую-нибудь благочестивую фигню... А то у нас не было бы этого:
http://messala.livejournal.com/300238.html
|
</> |