Преподавательское: экзамен
olnud — 05.07.2023Те, кто был студентом 15 и более лет назад, знает, что экзамены – неотъемлемая часть высшего образования. В последние годы все изменилось: сейчас преподаватели переходят на рейтинговую систему (за нее в некоторых вузах даже доплачивают), суть которой в том, чтобы оценки, полученные в течение семестра за посещение лекций и семинаров, за доклады и контрольные и т.д., суммировались, а итоговая средняя оценка ставилась вместо экзамена. Впрочем, некоторые преподаватели к этому всему проводят еще и экзамен. Я не люблю рейтинги, предпочитая проводить экзамены. На первом курсе мой предмет (зоология беспозвоночных) который год является единственным, по которому проводится настоящий экзамен. Для многих студентов это потрясение, поскольку и в школе у них не было настоящих экзаменов с билетами и устными ответами. Хочу рассказать, как это проходило в этом году. Стандартно студент должен ответить на три вопроса билета: 1) характеристика некой группы беспозвоночных, 2) сравнение двух групп беспозвоночных (например, сходства и различия насекомых и многоножек), 3) жизненный цикл некого животного (например, аскариды, цепня или медоносной пчелы). Всего 30 билетов. Далее студентам был разослан список терминов, которые они должны знать – там и клоака, и партеногенез, и кембрий, и кутикула, и еще сотню всего. Также в качестве дополнительных вопросов я прошу назвать отряды насекомых (они почему-то всегда плохо идут), классы моллюсков, ракообразных или плоских червей. Наконец, те, кто претендует на отлично, должен опознать некое животное по картинке или видео (например, коловратку, мечехвоста или тихоходку). Одна студентка, когда услышала на лекции этот список требуемого, громко вскрикнула: «Ой, бл@дь!».
Среда. Первый день экзамена. Разложил билеты — студенты обступили их и еще не понимали, что от выбора зависит многое. Позже, осознав это, они совершали мысленно какой-то особый ритуал выбора: либо быстро хватали на удачу, либо долго присматривались и приглядывались, а потом осторожно брали «тот самый». Студенты первых двух подгрупп оказались самыми сильными. Среди них была девушка, которой единственной по практическим занятиям преподаватель поставила твердую 5 (остальным 4/5, 4 и ниже). Память, конечно, у нее хорошая. Но когда я попросил охарактеризовать пищеварительную систему двустворчатых моллюсков, студентка сказала, что у них остался только кишечник, а все остальное, включая рот, редуцировалось. «Как же они питаются без рта?» - спросил я. «Они улавливают пищевые частички жабрами и далее поглощают их кровеносной системой». Я выпадаю в осадок, но вида не подаю, объясняя, что она ошиблась. Поскольку на все дополнительные вопросы она ответила, я счел такой курьез в ответе недоразумением («бес попутал») – поставил отлично. Одна студентка, бледная и подавленная, замогильным голосом попросила разрешить ей сдать в другой день: «Я только сегодня поняла, что вы от нас хотите услышать». Я разрешил. Потом она все сдала на отлично, но невероятно волновалась, говоря об этом постоянно. Вообще в этом году студенты особенно часто говорили мне: «Я так волнуюсь!». Но транквилизаторы они не пьют, как это практиковалось некоторыми в мое студенчество. Порадовала одна троечница. Преподаватель по практическим занятиям поставила ей тройку с комментарием, что девушка очень слабая. Но она на удивление хорошо ответила, не смотря в листок, и ответила на дополнительные вопросы. Да, девушка реально несильная, но старалась, учила. Поставил «хорошо» - я в таких случаях говорю, что студент обманул саму судьбу. Последняя студентка пыталась списать с планшета. Канули в Лету старые-добрые бумажные шпоры – теперь студенты пользуются гаджетами. За бумажную шпору я бы поставил «хорошо», но планшет – явный перебор. Погонял ее по «допам» и отправил на пересдачу в последний запасной день (и она пересдала на 4).
Четверг. Следующие две подгруппы были слабее, там даже те, на кого я особо надеялся, ответили не очень. Одной студентке в коридоре стало плохо и ее увели в общагу. Я, узнав об этом, сказал вслух: «Чувствую себя монстром» - студенты рассмеялись. Хотя, к слову, я ни на одного студента не повышал голос, был предельно спокоен с ними, а тем, кто сдал плохо, предлагал пересдать в последний день. Более того, я разрешаю пользоваться альбомами. Никто из преподавателей не идет на такие щедрости. Порадовал парень, который очень хорошо ответил – днем раньше тоже был такой. Обычно парни-биологи отвечают хуже девушек – у биологии сейчас женское лицо. Но в этом году лучшими были именно парни, причем те, которым за практические занятия поставили 4. Последней была слабенькая студентка, которая и по практике имела 3, и ответила на 3, но на тройку не соглашалась. Я предложил прийти ей в понедельник и пересдать. Отказалась: «Я не перенесу этого мучительного ожидания!». Разрыдалась и ушла. Во мне боролся Федор Михайлович с его детской слезинкой и слова одной выпускницы, которая хвасталась, что на слезах и с минимум знаний смогла получить диплом. Но я предложил ей выбор – она не захотела.
Пятница. Две оставшиеся подгруппы оказались самыми слабыми. Много троечников, которых не переделать. От них сильно устаешь, особенно когда они идут один за другим. Из курьезных ответов. Студентка, рассказывала о жизненном цикле сцифоидных медуз, упомянула, что: «Женщины-медузы производят яйцеклетки, а мужчины – сперматозоиды». Как я не пытал, но самок-самцов она не вспомнила.
Понедельник. Последний день, в который приходят все, кто хочет пересдать, кого я выгнал, и кто не явился. Собралось много студентов. Я полагал, что хуже пятницы уже ничего не может быть, но ЭТО было просто мраком. На 4ом часу я уже начал путать термины, а одной студентки по ошибке поставил 5 вместо 3 (потом исправил). Троих выгнал на осеннюю комиссию. Один парень, которого уже отчисляли с первого курса и он вновь поступил, не смог назвать, какие зародышевые листки существуют (напомню – эктодерма, энтодерма и мезодерма). Согласно его «предположению», на голове пауков находятся антенны, хелицеры, мандибулы, максиллы и верхняя губа – этакий супер-монстр, которому позавидует Шелоб. Одна студентка, сидя передо мной, в наглую списывала – я раз ей сделал замечание, потом второй – бесполезно. А она пришла пересдавать с тройки на 4. Я загонял ее на допах и отправил с тройкой. Ушел полностью разбитым. Когда я говорю кому-то, что принимал экзамены, то подавляющее большинство начинает жалеть студентов. И никто не жалеет преподавателя (кроме самих преподавателей). Я помню одну статью, где рассказывалось о результатах компьютерной томографии студентов и преподавателей до и после экзаменов. До у студентов в голове шквал, и у преподавателей все спокойно. Зато после у студентов наступает внезапный штиль, а преподаватели долго не могут обрести покой. У меня было именно так. Ночью снились рыдающие студенты и ужасный паук с мандибулами.
Моя коллега рассказала, что ее дочка поступила на биофак Томского университета и занимается там энтомологией. Я сказал, что ТГУ, конечно, сильный вуз, но все же во Владивостоке энтомологи более сильные как ученые. Во Владивостоке можно получить неплохое биологическое образование, но есть один момент, который нужно учитывать. Если студент попадает в слабую группу, то для хорошей учебы у него будет мало мотиваций. Для этого нужно иметь хороший внутренний стержень, быть целеустремленным. Когда я поступал, у нас только несколько человек были зачислены на курс, кто сдал все экзамены не на 5 (не считая рабфак, детей севера и педгруппу). Если студенты в своем кругу не обсуждают научные проблемы, не спорят по поводу того, что услышали на лекциях, не стараются соответствовать высокому уровню группы, то все усилия преподавателей могут уйти в пустоту. Студенты с хорошими баллами ЕГЭ по биологии поступают в школу биомедицины или едут поступать в европейскую часть. Если ты попал в сильную группу — повезло. После второго курса группы формируются по специализациям, самые слабые студенты идут на гидробиологию-ихтиологию (там минимальные требования) и ботанику, да и на зоологию самые лучше идут редко (сейчас на втором курсе приятное исключение). Что с этим делать — не знаю. Если массово отчислять слабых, то мы вообще останемся без студентов. Небольшая надежда появилась, когда к нам стали поступать студенты из европейской части, так как там все меньше и меньше шансов поступить на бюджет с хорошими, хотя и не максимально высокими баллами ЕГЭ.
|
</> |