Преподавательское: курсовые
olnud — 01.07.2023Давно я не был на защитах курсовых. Студентов мне редко давали (не знаю почему, но, вероятно, из-за того, что я требовательный и у меня избыток часов), а в этом году у меня их на 2ом курсе аж двое. Один парень попросился ко мне сам. Его так вдохновила моя лекция по тихоходкам, что он решил ими заниматься. На кафедре экологии есть аспирантка, которая занимается морскими тихоходками, но это маленькая группа, а наземными (теми, что живут во мхах) в России занимается лишь один специалист – Денис Владимирович Туманов из СПбГУ. Я это озвучил студенту, в успех которого не очень верил. Какое же было мое удивление, когда он за неделю до защиты (это уже редкость!) прислал курсовую и там значился научным руководителем Туманов. Оказывается, студент с ним списался, приехал на каникулы в Питер и там поработал пару недель. Литературный обзор был оформлен очень хорошо (для первой курсовой это почти нереальный факт), приведен полный список всех известных по литературе тихоходок Дальнего Востока России (в основном по работам Владимира Ивановича Бисерова, первого тардиградолога в России, который рано ушел из жизни). В Результатах – данные секвенирования тихоходок из нескольких проб, собранных в Приморье и на Камчатке. В итоге обнаружены новые для науки виды. В общем, я был очень доволен. Однако на защите курсовых лучшей была девушка, занимающаяся гидрокораллами. У нее был грамотно выстроенный доклад, хорошая презентация, да и сама она большая умница. В прошлом году она первая сдавала мне экзамен по зоологии беспозвоночных, и я так был впечатлен ответом, что запомнил ее имя и фамилию. Из нее будет толк. Но некоторые курсовые были ниже плинтуса. Одна студентка представила работу «Хризантемы». Да, да, именно так масштабно, используя всего 8 наименований литературы. На вопрос, сколько видов хризантем, ответила, что если сортов 10 тысяч, то видов еще больше. После встает руководитель с кафедры и усталым голосом говорит, что можно поставить «отлично». Вот тут я не выдержал и предложил все же не ставить всем пятерки, поскольку это дискредитирует саму процедуру защиты курсовой: как бы ты ее не написал, тебе все равно поставят отлично. И все преподаватели как-то очень радостно согласились с этой «нетрадиционной» мыслью, поставив студентке «хорошо».
***
После защиты я зашел на кафедру клеточной биологии и генетики. Моя коллега мучилась с бакалаврской работой студентки, которая отсеквенировала несколько образцов грибов из группы кордицепсов и построила простенькое дерево (даже слишком простенькое). Так сложилось, что студенты, занимающиеся молекулярной филогенетикой животных и грибов, у нас идут на эту кафедру, хотя, по сути, это никакая не генетика, а зоология и микология. Работа была слабенькая, с большим числом несуразностей в интерпретации филогенетического дерева. И это большая проблема наших местных генетиков, занимающихся молекулярной филогенией. Как говорила одна коллега: «Зоолог без особых проблем осваивает методы секвенирования и молекулярной филогенетики, а генетики никогда не смогут стать зоологами».
***
Если кто руководил курсовыми и ВКР студентов, то знает, что список литературы и ссылки в тексте оформляются по особому (=идиотскому) ГОСТу. В нем учитывается только первый автор, и именно его цитируют в тексте. Если у вас два источник, Иванов, Петров, 1999 и Иванов, Сидоров, 1999, то оба будут приводиться как Иванов, 1999. Добавление букв а и б не допускается. Кто придумал эту дичь, неизвестно, но на последней защите у всех без исключения студентов ссылки в тексте были оформлены неверно.
|
</> |