Предмет, как объект искусства

топ 100 блогов noveltour13.04.2025

                                                       Мир таков, каков ты сам. Дэвид Линч

Выставка в Мраморном дворце с названием «Ассамбляж. Объект. Инсталляция» работает последнюю неделю. И сегодня я расскажу, как кураторы раскрывают понятие «объект» в современном искусстве. 

Первая часть выставки...  знакомит с движением искусства от картины и скульптуры к объекту в произведениях XVIII-XX веков, когда осуществляется переход от так называемых картин-«обманок» (trompe-l'oill) к  произведениям, в которых предметы являются главными «героями»... (С анонса перед входом на выставку)  
Н. Савинова Хорошее лето в Казантипе 1983 г.
Н. Савинова Хорошее лето в Казантипе 1983 г.

В качестве предметов-символов кураторы предлагают фарфоровые чайники К. Малевича 1923 г. и Вальтера Гропиуса 1969 г, которые постоянно воспроизводят отечественные и зарубежные фарфоровые заводы. На выставке можно увидеть «чайник Гропиуса» с росписью Сергея Бугаева-Африки и «чайник Малевича» с цветовыми знаками Ирины Олевской. В 2023 году художниками Императорского фарфорового завода воссоздана уникальная форма Николая Суетина «Крокус» середины 1930 годов, которую тоже можно отнести к предметам-символам.   

Н. Суетин Ваза для цветов 1932-1934 г и Чернильница 1924 г.
Н. Суетин Ваза для цветов 1932-1934 г и Чернильница 1924 г.

В 1960-е годы художники начали создавать объекты, в которых функция предмета намеренно «зачеркивалась», например, Борис Смирнов создал знаменитый «Чайник с запаянным носиком» в 1965 году.  Я так полагаю, что «Сруб», сложенный из керна художниками Игнатьевым и Прасоловым из той же серии:)

П. Игнатьев, Д. Прасолов Сруб 2000 г.
П. Игнатьев, Д. Прасолов Сруб 2000 г.

Можно предположить, что истоком для создания подобных объектов послужили выходки подходы известного художника Марселя Дюшана, который  приобретал вещь, переносил ее в другой контекст и снабжал подписью. Таков, например, его «Фонтан» 1917 года — перевернутый фарфоровый писсуар подписанный именем торговца этими предметами. Технику «ready — made», так называемый найденный объект, на выставке представляют Александр Шевчук, Петр Белый, Николай Карасик.       

А. Шевчук
А. Шевчук "Иди за мной" 1994

Стас Багс в 2012 году создал объект «Ярость», который представляет собой манекен,  бьющийся о клавиши разрезанного пианино. И не спрашивайте, «по ком звонит этот колокол».

К концептуальным/нарративным объектам кураторы выставки относят работы Новикова, Козина, Флоренских. 

А. Флоренский, О. Флоренская Вавилонская башня 2005
А. Флоренский, О. Флоренская Вавилонская башня 2005
Теоретики современного искусства, примерно в 1970-е годы, констатировали очередной кризис. Любое изображение – это ведь форма повествования? Оно о чем-то повествует, рассказывает. А значит изображение потенциально уязвимо для «вируса» нарратива, стихийно искажающего правду. Сам нарратив при этом выглядит как нечто простецкое, как недостаточно изощренный и критичный способ донести ту или иную мысль. (https://t.me/isskustvovedspb/1372)

Ну и о чем простецком повествует Вавилонская башня из шляпных кофров? У кого-нибудь есть идеи? Напишите в комментариях:)

Ю. Аввакумов Карточная башня 1991
Ю. Аввакумов Карточная башня 1991

Смысл «Карточной башни» Аввакумова я просто знала. Карточные домики он создает с 1982 года, основная их идея в том, что развернуть конструкцию может любой человек, потянув за веревочку или покрутив за ручку. Карты связаны между собой нитями. Получается игра на тему игры, плюс игра со смыслом того, что нарисовано на картах. 

Следующий зал выставки занимают «Странные объекты».  

Это феномен, когда художник либо создает, либо использует готовую фантазийную, сновидческую, абсурдную или невозможную вещь. Ирина Карасик куратор выставки
С. Катран Хлебный поезд 2010
С. Катран Хлебный поезд 2010

Если к «хлебному поезду» добавить «колбасные электрички» получается..... то, что получается.

И завершается подробный рассказ о разных объектах в современном искусстве залом «Костюм, как объект»  

Выставка
Выставка "Ассамбляж. Объект. Инсталляция" Мраморный дворец 5 апреля 2025

На протяжении второй половины 20 века костюм, как арт-объект, развивался дизайнерами и модельерами, для которых его форма была неким художественным высказыванием. А также художниками, признававшими одежду частью личного мифа. В 1992 году в Петербурге состоялась выставка «Гардероб», явившая нам Константина Гончарова, Татьяну Парфенову, Андрея Бартенева, Сергея Чернова и пр. В последствии российские художники продолжили разрабатывать оба направления, а Русский музей начал формировать собственную коллекцию костюмов, как современного искусства объекта.  

Про последнюю часть выставки «Ассамбляж. Объект. Инсталляция» будет еще один пост, а в заключении напомню, что в Мраморном дворце все это посмотреть можно до 21 апреля 2025 г.

#веснедорогу

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
.... Мужчине от бабы нужно чтоб его больше уважали, слушались, почитали, а бабе надо чтоб ее любили, при этом мужчина может поступать с ней как угодно (изменять, бить, принуждать к сексу, не уважать) но только при этом любить! Типа это в нашей женской натуре. А ведь действительно, девки по ...
Комментаторы ко вчерашнему очерку про фильм «Новогодние приключения Маши и Вити» разделились на две примерно равные части. Одни, растроганно вытирая слезы ностальгии, благодарили за классное напоминание о детстве. ...
А что это за фигня такая? Когда наводишь курсор на аватарку пользователя (извиняюсь, за слово "пользователь" - другое в голову не пришло) там среди прочих опций, есть опция "Посмотреть список желаний". Это от Деда Мороза атавизм? И опять ...
Я уже писала, что есть много разных вещей, которые может рисовать и делать дома каждый. Например, рисовать маски, вести дневники и тетрадки. Любыми способами делать (или рисовать) себе ордена и медали за любые "боевые заслуги" в повседневной жизни. Рисовать батальные сцены, представляя себ ...
...