Повесточка в литературе

В посту выше. Про конкурсы.
Несмотря на мою персональную нелюбовь ко всяким конкурсам, трусость, если хотите, и желание отсидеться в теплом и уютном коконе, я считаю, что конкурсы нужны. Литературные, певческие, музыкальные, кулинарные, алло мы ищем таланты… неважно – они нужны. Это шанс, что тебя заметят. И, с одной стороны, хорошо, что они есть, а с другой стороны – повесточка… да. И без нее никуда.
В литературных конкурсах это заметно особенно, и чем он, конкурс, крупнее и значимей (в камерных междусобойчиках все же в большей степени играет роль и мировоззрение организатора и владельца конкурса), тем повесточка ярче и выпуклей.
У меня был опыт участия в одном из таких конкурсов (достаточно крупном из имеющихся на сегодняшний день в сети, но это, конечно, не литературная премия, типа лицеев и ясных полян, просто конкурс, но с пометкой «международный, для авторов, пишущих на русском языке»), и даже выход в финал, и даже публикация в одном из израильских издательств (почему так, не спрашивайте, там были какие-то трудности с российским издательством, и сам сборник рассказов я даже в руках не держала, потому что он вышел уже после СВО), но в общем опыт был. Тогда от насильственного влияния повесточки спасало, наверно, только то, что конкурс был в жанре «научная фантастика», и все-таки авторы и члены жюри больше сосредоточились на технической составляющей вопроса, хотя попытки пропихнуть непропихуемое и туда все же были.
Но НФ на том ресурсе – жанр далеко не превалирующий, главное же – фантастика без границ. И, поверьте, границ там действительно нет. Ни в чем.
И повесточка. Да. Я ж о ней.
Последний раз, когда я заглядывала туда (это, правда, было больше года назад), самые бурные обсуждения и похвалы вызывал рассказ, где с точки зрения повесточки был полный охват. Просто полный. То есть всего по чуть-чуть и не взбалтывать.
Там была и глухая сибирская деревня предвоенного образца,
окруженная со всех сторон гулагами, и вереницы политзаключенных,
бредущих по этапу день и ночь мимо этой всеми богом забытой
деревеньки, и похотливые комсомольцы, жаждущие добраться хоть до
чьего-нибудь тела до тела главной героини, и злые коммунисты,
уводящую последнюю корову, и брат, сгинувший на финской войне. (Про
финскую вставили вообще блеск, я считаю – там как раз СВО уже
началось, и согласно повесточке про финскую сам бог велел вставить.
Хотели, конечно, типа параллель провести, ну провели, чо. Людям,
знающим, зачем и почему была финская война, стало в этот момент
очень смешно. Не, ну реально, тут хорошая параллель вышла.)
В общем, рассказ, где на фоне такого красочного антуража ярко разворачивались страдания всеми гонимой главной героини, блистал. Не знаю, занял ли он почетное первое-второе-третье место, но до финала добрался и огромную порцию одобрямса получил. Главным образом, за аутентичность, стилизацию и правду жизни.
Как по мне, рассказ был совершенное говно. Прошу прощения за сниженную лексику, но иногда вещи стоит называть своими именами. Потому что рассказ и выглядел, и пах исключительно как эта самая субстанция.
И я ж вообще к чему все это говорю? К тому, что можно сколько угодно смеяться над повесточкой и пионерами-пидарасами, но это то, в чем мы варимся последние тридцать лет. И вопрос возникает вполне резонный – а оно и дальше нам надо? Или нет?
|
</> |