Последствия победы Трампа для России.
taxfree — 16.11.2024 Победа Дональда Трампа на выборах в США открывает дорогу к новой четырехлетке непредсказуемости. Пока что Владимир Путин активно сигнализирует, что хочет вести с Трампом переговоры, а Трамп показывает, что он не против. Возможность разморозки отношений России и США и переговоров о перемирии — главное последствие победы Трампа для российской экономики.Что президентство Трампа значит для России и Украины Большая часть этой рассылки будет посвящена экономике, но начать ее невозможно ни с чего, кроме вопроса: что победа Трампа на выборах изменит в ходе войны в Украине? К сожалению, никакого определенного ответа на него не существует: Трамп — это сама непредсказуемость, никакого определенного плана по Украине у него явно нет, а позиции сторон кажутся настолько далекими, что непонятно, как они будут вести переговоры. Все предложения, которые сейчас готовят для Трампа кандидаты на внешнеполитические посты в Белом доме, исходят из заморозки текущей линии фронта с откладыванием вступления Украины в НАТО на неопределенный срок. Для Украины это неприемлемо, но Киев может оказаться просто вынужден вступить в переговоры, если поставки оружия будут перекрыты, а наступление российской армии будет ускоряться. Менее понятно, какие резоны для переговоров на таких условиях сейчас будут у Владимира Путина: в военном отношении у России сейчас явный перевес, и достижимыми кажутся более амбициозные цели, чем просто сохранение занятых территорий. Тем не менее Кремль не просто дает понять, а интенсивно сигналит о том, что хотел бы вступить в переговоры с США. Владимир Путин в пятницу надавал Трампу комплиментов, поздравил с победой и предложил позвонить ему первым. Бывший кремлевский чиновник в разговоре с The Bell не исключил возможность договоренности между Путиным и Трампом. «Путин — оппортунист. Если представится возможность договориться о чем-то, что не противоречит его картине мира, он ею воспользуется», — напомнил он. Сам Трамп уже тоже заявил, что собирается пообщаться с Путиным. Если не случится ничего непредвиденного (а с Трампом это возможно всегда), этот звонок может состояться уже скоро — ведь избранный президент США пообещал закончить войну в Украине до своей инаугурации. А значит, и перспективы переговоров между Москвой и трамповским Вашингтоном станут понятны скоро.
Победа инфляции
Трампу удалось добиться намного более уверенной победы, чем в первый раз, в 2016 году. Ирония в том, что вернуться в Белый дом ему помогла высокая инфляция, механизм которой — триллионные пакеты стимулирования экономики во время и после ковида — был запущен еще самим Трампом, хотя до максимального масштаба был доведен уже при Джо Байдене. Состояние экономики исторически занимает первый номер среди вопросов, волнующих американских избирателей (см. “It’s the economy, stupid”). Исключением не стали и эти выборы. Согласно проведенным в ходе выборов экзитполам, 67% оценивали экономическую ситуацию как «плохую», и только 32% отозвались о ней положительно — и это стало приговором для Камалы Харрис. Конечно, говоря о недовольстве экономикой, большинство американцев подразумевали высокую инфляцию. Наблюдаемый инфляционный кризис в США точно совпал со сроком нахождения в Белом доме Джо Байдена — цены в США начали быстро расти в 2021 году, а в 2022-м их темпы роста достигли пика в 9%. Затем рост цен замедлился, в месячном выражении перед выборами он уже был на отметке 2,4%, а ФРС сочла инфляцию достаточно низкой, чтобы перейти к снижению ставки. Но все это уже не могло изменить отношение американцев к администрации Байдена — слишком большое впечатление произвел на них рост цен на продукты на 25,8% за четыре года. Одним из главных виновников разгона цен в постпандемийный период было американское государство, которое в попытках стимулировать экономику в разгар ковида потратило около $5 трлн на программы поддержки, способствовавшие высокому спросу со стороны потребителей и бизнеса. Это привело к дефициту на рынке труда, что оказало давление на рост зарплат и цен. Виновниками ускорения инфляции в этом смысле оказались администрации как Дональда Трампа (закон CARES), так и Джо Байдена (American Rescue Plan), писали экономисты Бен Бернанке и Оливье Бланшар. Впрочем, не они одни — к ускорению роста цен привели и сбои в глобальных цепочках поставок, которые привели к дефициту критически необходимых для производства компонентов (полупроводники и т.д.) в условиях высокого спроса. В то же время говорить, что при Байдене американская экономика «посыпалась», было бы просто неправдой. Ежемесячно в США создавались сотни тысяч рабочих мест, индекс S&P 500 с 2021 года вырос на 51%, рост ВВП в годовом выражении не останавливался. «Американская экономика больше и лучше, чем когда-либо», — писал в середине октября The Economist, отмечая, что инфляция ускорилась много где, зато экономика США с 2020 года выросла на 10%, в отличие, например, от Германии, для которой 2024-й станет вторым годом рецессии подряд. «Это известная психологическая аберрация — люди очень хорошо замечают рост цен, но при этом не осознают, что вместе с ценами растут и их зарплаты. Рост зарплат они воспринимают как должное, а рост цен — как что-то нежелательное», — говорит экономист, приглашенный профессор Университета штата Пенсильвания Татьяна Михайлова.
Что будет с американской экономикой
После возвращения в Белый дом Дональд Трамп обещает провести если не масштабные, то как минимум значительные экономические реформы. Первая из них — усиление политики протекционизма и введение пошлин в размере 10–20% на весь импорт и 60% на поставки из Китая. «Другие страны наконец-то, спустя 75 лет, заплатят нам за все, что мы [США] сделали для мира», — говорил будущий президент.
Реакцией рынков на вероятность претворения в жизнь этих обещаний могло быть заметное укрепление доллара после выборов: индекс американской валюты вырос на 1,7% — это лучший дневной результат с марта 2020 года. Введение пошлин приведет к падению более дорогого импорта и, как следствие, спроса на другие валюты со стороны импортеров, объясняет Татьяна Михайлова. В результате спрос на доллар растет, что ведет к его укреплению. Зато американскому производству, которому пошлины по задумке должны пойти на пользу, на деле они могут навредить, считает профессор Стэнфордского университета Илья Сегаль.
В современном мире производственные цепочки сильно распределены между разными государствами: используемые американскими производственными компаниями ресурсы могут стать слишком дорогими. Введение новых пошлин вместе с депортацией мигрантов, за которую тоже выступает Трамп, и давлением на независимую ФРС, которое уже было в его предыдущий срок, приведут к скачку инфляции в 2026 году с базовых 1,9% до 6–9,3%, прогнозирует Институт мировой экономики Петерсона.
Для Европы пошлины на импорт окажутся «худшим экономическим кошмаром», прогнозируют аналитики ING. Назревающая торговая война может перевести экономику еврозоны из слабого роста в состояние полноценной рецессии, а больше всего пострадает и без того страдающая Германия, которая сильно зависит от торговли с США. Для России, экономически сейчас мало связанной с западным миром, важнее последствия этой политики для цен на сырье, которые на новостях о победе Трампа упали из-за ожидания более низкого спроса на эти материалы со стороны Китая. Досталось и нефти эталонного сорта Brent, упавшей до $75 за баррель в том числе на фоне ожидания, что США при новом президенте нарастят добычу.
«Мы будем бурить, детка, бурить», — обещал Трамп, отсылая к лозунгу Республиканской партии на выборах в 2008 году. Падение цен на нефть на фоне увеличения ее предложения со стороны арабов в теории могли бы сказаться на доходах российского бюджета, но гораздо сильнее на экономике России отразилось бы ослабление санкций, если Трамп, который обещал остановить войну в Украине, сможет добиться какого-то прогресса в этом вопросе, считает профессор школы менеджмента Кэрролла при Бостонском колледже Андрей Маленко.
Вторая важная часть предстоящей экономической политики Трампа — налоговые послабления, которые в том числе планируется финансировать за счет более высоких импортных тарифов. Будущий президент США предлагает отменить налоги на чаевые, оплату переработок, социальные выплаты, снизить налоги на американский бизнес с 21% до 15%. Но, в отличие от повышения пошлин, налоговую реформу нужно будет провести через Конгресс.
Чем это важно для инвесторов? Победа Трампа и вероятное получение Республиканской партией контроля над Конгрессом вызвали эйфорию на фондовом рынке.
При том что выбор избирателей во многом уже был заложен в цену активов, S&P 500 в среду вырос на 2,5%. Russell 2000 в среду вырос на 5,8%: компании малой капитализации не только выигрывают от более быстрого роста экономики, но и могут в большей степени выиграть от протекционистской политики Трампа. Nasdaq 100 вырос на 2,7% благодаря ожиданиям смягчения регулирования для технологических компаний. По этой же причине еще одним из лидеров роста стал финансовый сектор. Доллар вырос до максимума за год: перспективы более высоких ставок делают его более привлекательным. А биткоин уже несколько раз обновил рекорды (c $64 тысяч до $77 тысяч) на ожиданиях снижения регуляторного давления. О том, как победа Трампа может сделать криптовалюты мейнстримом, мы рассказывали в одном из недавних выпусков рассылки «Bell.Инвестиции».
В чем причина такого оптимизма? Инвесторы рассчитывают, что вновь избранный президент будет проводить политику, которая поддержит рост экономики, в частности за счет дерегулирования, отмечает Bloomberg. Это, в свою очередь, будет способствовать росту корпоративных прибылей. В четверг, когда ФРС абсолютно ожидаемо объявила о снижении ставок на 25 б.п., рост продолжился. Как подсчитывал Bank of America, если Трамп, как он обещает, снизит ставку налога на прибыль с 21% до 15%, это приведет к росту прибылей на акцию (EPS) компаний из S&P 500 на 4% в 2025-м. Больше всего должен выиграть сектор дискреционных товаров (рост на 6,8%), а прибыль в секторе технологий при таком сценарии вырастет на 3,5%. Для сравнения, если бы Харрис повысила ставку до 28%, это привело бы к падению EPS на 4,7%. Воодушевление инвесторов понятно, но при этом они, похоже, игнорируют выросшие с победой Трампа и республиканцев риски более высоких ставок. Еще до выборов на рынке сложился консенсус о том, что Трамп серьезно увеличит дефицит бюджета и Минфину придется нарастить выпуск трежерис. Это, соответственно, приведет к снижению цен уже обращающихся облигаций. Также рынки уверены, что импортные пошлины, которые щедро обещал ввести Трамп, также приведут к разгону инфляции. Подробнее о том, чего инвесторам стоит ждать от Трампа, мы рассказываем в свежем выпуске рассылки «Bell.Инвестиции». Что мне с этого? Невозможно сводить вопрос о войне, каждый день отнимающей жизни, к экономике и выгоде. Но и для экономики вопрос о войне — главный. Цены на сырье, замедление роста Китая и многие другие факторы важны, но перспектива хотя бы ослабления санкций, если Трамп, который обещал остановить войну в Украине, сможет добиться какого-то прогресса в этом вопросе, отразилось бы на экономике России гораздо сильнее. Именно на этих надеждах и росли в среду после победы Трампа индекс Московской биржи и рубль на внешних рынках.
|
</> |