Последняя тайна фильма «Иван Васильевич меняет профессию»
germanych — 05.04.2019Есть такие фильмы, которые получают наименование «культовых» или «народных», ибо вошли в культурный код народа. И эти фильмы уже так давно разобраны по кирпичикам, каждую их деталь так давно изучили под мелкоскопом, что, кажется, больше там ловить нечего. К этому типу фильмов, безусловно, принадлежит и комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Мало какая комедия может соперничать с этим фильмом у отечественного зрителя. И, безусловно, фильм этот давно изучен и разложен на составные молекулы. К чему, когда-то приложил свою руку и я. А может я и дал старт этой увлекательной гонке – изучать детали старых фильмов. Но вот, как ни странно, буквально на днях я обнаружил, что этот фильм изучен не со всех сторон. Обнаружилась некая тайна этого фильма. И я с жаром бросился на её раскрытие. Подробнее о моих поисках – читайте под катом.
Началась эта детективная история так. Как-то попался мне на глаза вот этот кадр из комедии «Иван Васильевич меняет профессию».
«Э! – сказали мы с Петром Ивановичем, – а что это за плакаты висят на стене в квартире у Александра Сергеевича Тимофеева?» В самом деле – почему до сих пор не пытался выяснить, что там налепили художники-оформители? Ведь не может быть, чтобы это была какая-то совершенно несущественная деталь. Плакаты – это, явно, киноплакаты. Но каких фильмов? Гипотетически, поскольку жена Шурика, Зиночка, киноактриса, то наверное это плакаты фильмов, в которых, теоретически, она играла. Ведь все стены завешаны её фотографиями. Значит и фильмы – тоже с её участием. Так что это за фильмы?
В общем, решил я поискать, «чьих» фильмов плакаты висят на стене в квартире Тимофеевых. Для удобства пронумеровал.
После некоторых поисков обнаружил, что плакат №1 – это плакат советского военного детектива 1969 года «Пятеро с неба». Вот он полностью.
Причём, как видно, это плакат для проката в Польше. Советский кинопрокат вообще для проката за рубежом делал афиши более симпатичными, чем для внутреннего употребления.
Как мне кажется, когда в кадр вешают какие-то элементы декора, режиссёр должен вкладывать в детали какой-то смысл. И, как будет ясно из последующего, в ряде плакатов на этой стене Гайдай вложил скрытый смысл. Но для чего он повесил плакат фильма «Пятеро с неба» – я так и не понял. Может тут какие-то параллели между военными разведчиками, заброшенными в тыл к немцам и Буншей с Жоржем Милославским?
Более понятен «код» плаката, которому я присвоил №3. Это плакат фильма «Бей, барабан!» 1962 года.
Фильм повествует о послереволюционных разборках новой молодёжи с кулаками и прочими элементами «из бывших». С одной стороны, Гайдаю такого рода плакаты нужны были для того, чтобы всегда можно было предъявить советской цензуре идеологически выверенный фон. Мол, мы про царей снимаем, но и про революцию не забываем. С другой – в фильме «Бей, барабан!» снялись Александр Демьяненко, который у Гайдая играет инженера Трофимова (Шурика) и Савелий Крамаров, который в «Иван Васильевиче» играет дьяка Посольского Приказа Феофана.
Вот два кадра из фильма «Бей, барабан!», с Демьяненко и Крамаровым.
В общем, этот плакат точно на своём месте. Что там далее? Плакат №2. Ещё один фильм на революционную тему «Первая девушка», снятый в 1968 году.
Вот тут снова – непонятно, что символизирует этот плакат? Может просто оформитель посчитал, что исполнительница главной роли этого фильма Валентина Теличикина будет зрителями принята в качестве жены Тимофеева? Других объяснений не нахожу.
Но идём к плакату №4. Ох и помучился я, рыская по просторам, пытаясь найти, что это за плакат, что это за фильм. Но – бинго! – всё же нашёл.
Это плакат советского фильма 1968 года «Ещё раз про любовь». И снова непонятки – зачем тут этот плакат? Видимо снова, женский профиль – на плакате это исполнительница главной роли Татьяна Доронина – должен был намекать, что эту роль сыграла Зиночка Тимофеева.
Ну вот, вроде бы всё тайны раскрыты. Все плакаты идентифицированы. Но все ли? Видите, плакат №1 частично закрыт углом какого-то другого плаката? Видимо товарищ Шпак закрывает другой плакат. Ну что же, вздохнём, и будем продолжать начатое дело. Будет искать, что там за другой плакат.
Ну что же, промотав немного фильм туда-сюда, нахожу кадр с негодяем Якиным. На этом кадре отчётливо виден новый плакат – помечаю его номером 5.
Но рядом с ним открывается ещё один плакат. Ищу, нет ли кадра, на котором этот плакат имеется, так сказать, в полный рост. Вот, пожалуйста, нашёл.
Этому новому плакату присваиваю номер 5. Что же, делать нечего, надо искать что это за фильмы.
Выясняется, что плакат №5 – это плакат советско-французского фильма 1969 года «Сюжет для небольшого рассказа».
И снова, видимо место ему на стене выделили из-за того, что на плакате изображено женское лицо – как бы Зиночки Тимофеевой. А на самом деле – Марины Влади. С другой стороны, в этом фильме в одной из ролей снялся Юрий Яковлев. Так что, пожалуй, именно это обстоятельство привело этот плакат на стену квартиры Тимофеевых, в которой некоторое время был заточён Иван Грозный, которого блистательно сыграл Юрий Яковлев. Вот он, кстати, в фильме «Сюжет для небольшого рассказа».
Юрий Яковлев, конечно, а не Иван Грозный.
Ну а что же плакат №6? А это плакат фильма «Чудный характер», который был снят в 1970 году на киностудии «Мосфильм».
Связь плаката фильма «Чудный характер» с фильмом «Иван Васильевич меняет профессию» я нахожу в том, что и в том, и в другом фильме автором текста песен стал Леонид Дербенёв. Так что, место вполне заслуженное.
Ну что, теперь-то – всё? Увы. Не всё. Вот посмотрите на этот кадр.
Заметили ранее не заметный плакат №7? Надо искать теперь и этот фильм. Как ни странно, я нашёл этот фильм. Это никак с комедийным жанром не связанный выдающийся фильм Григория Чухрая – «Баллада о солдате», вышедший в 1959 году.
Но тут снова экспортный вариант афиши фильма. В данном случае – болгарский. Какова тут символика плаката? Не очень понятно. Фильм уж очень драматический. Но могу предположить, что Гайдай и Чухрай дружили. Чухрай окончил режиссёрский факультет ВГИКа в 1953 году, а Гайдай – в 1955-м. Так что они в студенческие годы должны были пересекаться и позднее сохранить приятельские отношения. Но это моё личное предположение, не более.
Ну что, вроде бы всю стенку разобрали? Аааа!
Да что там этих плакатов, как тараканов в подсобке в советском гастрономе? И плакаты-то то не полностью, и видны мелко. Что делать-то? Что, что – искать. Ладно, ищём. И, что характерно, находим.
Плакат №8 – это плакат фильма… «Сюжет для небольшого рассказа». Так что на этой стене два разных плаката одного фильма. У меня идут под номером 5 и номером 8. Видимо Гайдай дал оформителям задания наклеить как можно больше плакатов с женскими лицами – ведь у инженера Тимофеева жена актриса.
Ну хорошо, а плакат №9? Его и вовсе тяжело идентифицировать, потому что он вообще частично скрыт плафоном бра. Одна рука видна, причём какая-то уродская. Рука? Рука! А что если….
Ба! Да ведь это же плакат предыдущего фильма Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука»!
Алиллуйя! Вот мы и вывели на чистую воду все плакаты на этой стене. Но что это, погодите… Камера сдвигается вправо… Нет, это невозможно. Отчётливо виден ещё один плакат – №10.
Гайдай издевается что ли? Или это издевается художник-постановщик фильма Евгений Куманьков? Ну ладно, сцепив зубы ищём ещё и этот фильм. Из последних сил находим.
Это детский приключенческий фильм «Без страха и упрёка», который в 1962 году снял Александр Митта – тоже выпускник режиссёрского факультета ВГИКа. В фильме снимались Савелий Крамаров и Юрий Никулин, которого, как мы помним, Гайдай приглашал на роль Ивана Васильевича и которого опознал в Иване Грозном режиссёр Якин. В общем, с этим плакатом всё ясно. Но не ясно, кончатся ли когда-нибудь плакаты в прихожей квартиры инженера Тимофеева?
Нет, они не кончатся. Увы. И тут следует признать, что Леонид Гайдай меня накаутировал. В этом кгулу я смог опознать только один плакат, который обозначил номером 11.
Это плакат фильма 1968 года «По Руси», снятого по циклу рассказов Максима Горького. Единственную связь с какими-либо фильмами Гайдая я усмотрел в том, что в фильме «По Руси» снялся Руслан Ахметов, который в гайдаевской «Кавказской пленнице» сыграл запоминающуюся роль шофёра Эдика («Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!»).
А далее я иссяк. Как ни искал, так и не смог идентифицировать остальные плакаты в этом углу прихожей квартиры Тимофеевых. Может кто-то из читателей узнает, что это за фильмы? Так пишите о этом в комментариях. Мы должны раскрыть последнюю тайну фильму «Иван Васильевич меняет профессию».