рейтинг блогов

Последняя надежда рейха

топ 100 блогов vikond6510.12.2019 Последняя надежда рейха

Ровно 75 лет назад, 10 декабря 1944 года, состоялась первая официальная летная демонстрация нового реактивного истребителя Хейнкель Не-162 "Фолькс`ягер" ("Народный истребитель"). Шоу завершилось катастрофой: при полете на максимальной скорости у самолета оторвался элерон, а потом разрушилось крыло. Фюзеляж врезался в землю и взорвался, пилот погиб. Тем не менее, в том же месяце машина была принята на вооружение и запущена в массовое производство сразу на четырех авиазаводах, а узлы и детали для нее поставляли порядка 700 субподрядчиков.

Не-162 разрабатывался по заданию на предельно простой и дешевый истребитель-перехватчик, пригодный к выпуску в огромных количествах и к применению слабоподготовленными летчиками. Прежде всего, он предназначался для 16-17-летних выпускников ускоренных курсов подростковых аэроклубов  "Гитлер`югенда". Возможно, поэтому, он имел еще одно неофициальное прозвище "Шпац" - "Воробей". С его помощью немцы надеялись более эффективно противодействовать воздушным бомбардировкам союзников и хоть как-то компенсировать подавляющее численное превосходство англо-американской авиации.

К июню 1945 года они планировали довести ежемесячный выпуск "Фолькс`ягеров" до 3000 экземпляров! Правда, непонятно, где они собирались брать для них топливо, которое уже в 1944 году было в жестком дефиците. А также - летчиков даже с минимальной подготовкой, поскольку обучать их такими темпами было в принципе нереально. Особенно - с учетом все той же нехватки топлива. Но об этом никто даже не думал. Авторитарные диктаторские режимы в критических ситуациях нередко принимают явно абсурдные решения в тщетной надежде на чудо.

Не-162 создавался в адской спешке, благодаря чему этот необычный самолет с двигателем "на спине" был разработан и построен в фантастически короткий срок. От выдачи технического задания на проектирование до первого полета прототипа прошло ровно 90 дней, а до выпуска первых серийных экземпляров - 120. Это абсолютный рекорд в истории мировой авиации для самолета, который разрабатывался "с нуля", а не на базе уже существовавшей машины. В соответствии с заказом он получился очень технологичным. К примеру, на изготовление крыла бригада из 12 рабочих затрачивала всего 8 минут. Таким образом, за 10-часовую смену она могла сделать 75 комплектов крыльев!

При этом машина обладала неплохими летными данными, в частности, максимальная скорость на форсаже достигала 905 км/ч, что было даже выше техзадания. Однако одно из главных требований - сделать самолет устойчивым и простым в пилотировании - оказалось невыполненным. Испытания показали, что машина - весьма нестабильна, требует постоянного внимания и высокого мастерства, которое достигается только длительной летной практикой.

Ни о каких мальчиках из аэроклубов не могло быть и речи. Даже летчики с более-менее нормальной подготовкой и опытом боев на поршневых истребителях гробились на Не-162 с завидной регулярностью. До конца апреля 1945 года в истребительную эскадру JG1, которую первой перевооружили на "Фолькс`ягеры", поступило 120 реактивных "Хейнкелей". В ходе переподготовки летного состава только за последние три недели апреля 10 из них разбились в катастрофах.

До реального боевого применения дело так и не дошло. Ни одного перехвата бомбардировщиков "Фолькс`ягеры" не совершили, Зафиксирован всего один воздушный бой на этой машине, состоявшийся 4 мая 1945 года, когда лейтенант Рудольф Шмитт сбил британский истребитель "Тайфун". Зато после войны англичане и американцы обнаружили на германских авиабазах более 150 боеготовых "Фолькс`ягеров", а на авиазаводах - еще 800 недостроенных машин в различной степени готовности. Как минимум, два "народных истребителя" в исправном состоянии попали в СССР и проходили испытания в ЛИИ ВВС, но особого интереса не вызвали. Разве что, в качестве технических курьезов.

Последняя надежда рейха
Первый прототип Не-162. Самолет не окрашен, поэтому хорошо видно, какие элементы конструкции изготовлены из дюраля, а какие - из древесины.

Последняя надежда рейха
Компоновочня схема Не-162.

Последняя надежда рейха
Фюзеляжи Не-162 в цехе подземного авиазавода "Миттельверк" в Нордхаузене.

Последняя надежда рейха
Американцы осматривают трофейный "Фолькс`ягер".

Последняя надежда рейха
Еще одна трофейная машина.

Последняя надежда рейха
Не-162 с эмблемой эскадры JG1.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот правда, друзья, считаю, что в последнее время москвичей стали сильно баловать. В чем это заключается? Да все просто… Совсем недавно, села пересматривать свои посты и поняла, что за последние месяцы прошло очень много интересных фестивалей и ярмарок, в Москве.  Наверное, ни в ...
— Мы тут и поженились, и жили на Васильевском острове. Так что для нас Ленинград — не только колыбель революции, но и наша семейная колыбель, наш родной город. Как режиссер я, конечно, возник в Ленинграде и никогда этого не забуду. Думаю, именно Петербург, его улицы, облик, его ...
Портрет Оскара Уайлда (худ.  Р.Х. Пеннингтон, 1881) и дверь камеры, в которой он отсидел два года. Портрет был в то время продан с аукциона вместе с другим имуществом поэта, чтобы оплатить судебные расходы. ...
1 ноября 1977 года вышел "Works Volume 2" - шестой студийный альбом Emerson, Lake & Palmer. В отличие от "Works Volume 1" (который состоял из трех сольных сторон и одной стороны, созданной совместно), "Works Volume 2" вышел на одном виниловом диске и представлял собой компиляцию ...
23-летняя британская модель и звезда социальных сетей Мэдди Черри (Maddy Cheary) на фото из Instagram (октябрь-декабрь 2023). На страницу Мэдди подписаны более 490 тыс. человек. ...