Последняя надежда рейха
vikond65 — 10.12.2019Ровно 75 лет назад, 10 декабря 1944 года, состоялась первая официальная летная демонстрация нового реактивного истребителя Хейнкель Не-162 "Фолькс`ягер" ("Народный истребитель"). Шоу завершилось катастрофой: при полете на максимальной скорости у самолета оторвался элерон, а потом разрушилось крыло. Фюзеляж врезался в землю и взорвался, пилот погиб. Тем не менее, в том же месяце машина была принята на вооружение и запущена в массовое производство сразу на четырех авиазаводах, а узлы и детали для нее поставляли порядка 700 субподрядчиков.
Не-162 разрабатывался по заданию на предельно простой и дешевый истребитель-перехватчик, пригодный к выпуску в огромных количествах и к применению слабоподготовленными летчиками. Прежде всего, он предназначался для 16-17-летних выпускников ускоренных курсов подростковых аэроклубов "Гитлер`югенда". Возможно, поэтому, он имел еще одно неофициальное прозвище "Шпац" - "Воробей". С его помощью немцы надеялись более эффективно противодействовать воздушным бомбардировкам союзников и хоть как-то компенсировать подавляющее численное превосходство англо-американской авиации.
К июню 1945 года они планировали довести ежемесячный выпуск "Фолькс`ягеров" до 3000 экземпляров! Правда, непонятно, где они собирались брать для них топливо, которое уже в 1944 году было в жестком дефиците. А также - летчиков даже с минимальной подготовкой, поскольку обучать их такими темпами было в принципе нереально. Особенно - с учетом все той же нехватки топлива. Но об этом никто даже не думал. Авторитарные диктаторские режимы в критических ситуациях нередко принимают явно абсурдные решения в тщетной надежде на чудо.
Не-162 создавался в адской спешке, благодаря чему этот необычный самолет с двигателем "на спине" был разработан и построен в фантастически короткий срок. От выдачи технического задания на проектирование до первого полета прототипа прошло ровно 90 дней, а до выпуска первых серийных экземпляров - 120. Это абсолютный рекорд в истории мировой авиации для самолета, который разрабатывался "с нуля", а не на базе уже существовавшей машины. В соответствии с заказом он получился очень технологичным. К примеру, на изготовление крыла бригада из 12 рабочих затрачивала всего 8 минут. Таким образом, за 10-часовую смену она могла сделать 75 комплектов крыльев!
При этом машина обладала неплохими летными данными, в частности, максимальная скорость на форсаже достигала 905 км/ч, что было даже выше техзадания. Однако одно из главных требований - сделать самолет устойчивым и простым в пилотировании - оказалось невыполненным. Испытания показали, что машина - весьма нестабильна, требует постоянного внимания и высокого мастерства, которое достигается только длительной летной практикой.
Ни о каких мальчиках из аэроклубов не могло быть и речи. Даже летчики с более-менее нормальной подготовкой и опытом боев на поршневых истребителях гробились на Не-162 с завидной регулярностью. До конца апреля 1945 года в истребительную эскадру JG1, которую первой перевооружили на "Фолькс`ягеры", поступило 120 реактивных "Хейнкелей". В ходе переподготовки летного состава только за последние три недели апреля 10 из них разбились в катастрофах.
До реального боевого применения дело так и не дошло. Ни одного перехвата бомбардировщиков "Фолькс`ягеры" не совершили, Зафиксирован всего один воздушный бой на этой машине, состоявшийся 4 мая 1945 года, когда лейтенант Рудольф Шмитт сбил британский истребитель "Тайфун". Зато после войны англичане и американцы обнаружили на германских авиабазах более 150 боеготовых "Фолькс`ягеров", а на авиазаводах - еще 800 недостроенных машин в различной степени готовности. Как минимум, два "народных истребителя" в исправном состоянии попали в СССР и проходили испытания в ЛИИ ВВС, но особого интереса не вызвали. Разве что, в качестве технических курьезов.
Первый прототип Не-162. Самолет не окрашен, поэтому хорошо видно, какие элементы конструкции изготовлены из дюраля, а какие - из древесины.
Компоновочня схема Не-162.
Фюзеляжи Не-162 в цехе подземного авиазавода "Миттельверк" в Нордхаузене.
Американцы осматривают трофейный "Фолькс`ягер".
Еще одна трофейная машина.
Не-162 с эмблемой эскадры JG1.
|
</> |