Wa-банк


75 лет назад, 8 декабря 1944 года, началась "операция Wa" (полное название - ワ号作戦 - Wa-go sakusen) - наступательная опереция японской армии, в ходе которой состоялась выброска последнего крупного десанта японских парашютистов во Второй мировой войне. Ее целью был разгром американцев на филиппинском острове Лейте.
Перед парашютистами поставили задачу захватить и оборонять до подхода наземных сил пять американских аэродромов: Бурауэн Сюд, Бурауэн Норд, Сан-Пабло, Дулаг и Таклобан, через которые осуществлялось снабжение американских войск на Лейте и доставка подкреплений. Японцы считали, что без этих аэродромов янки долго не продержатся.
В операции участвовали части 3-го и 4-го воздушно-десантных полков императорской армии - всего 481 человек на 35 транспортных самолетах Мицубиси Ки-57, а также - четыре бомбардировщика Накадзима Ки-49, которые должны были приземлиться на уже захваченные аэродромы, доставив десантникам дополнительное вооружение и боеприпасы.
Операцию тщательно готовили, в частности, десантники отрабатывали свои действия на специально сооруженных по данным фоторазведки макетах американских аэродромов. Однако с самого начала всё пошло не так, как запланировано. Американцы засекли с помощью радаров группы самолетов, направлявшиеся к Дулагу и Таклобану, выслав им навстречу перехватчики. В результате девять Ки-57 и все четыре Ки-49 были сбиты, а почти все 128 десантников, находившихся на их бортах, погибли. Лишь немногие из них успели выпрыгнуть и приземлились где-то в джунглях.
Еще четыре Ки-57 сбили зенитчики, а большинству их десантников тоже не удалось покинуть падающие машины. Таким образом, всего десантировалось около 300 человек, которые сумели захватить слабо охраняемые аэродромы Бурауэн Сюд, Бурауэн Норт и уничтожить находившиеся там 11 легких связных самолетов Пайпер L-4, двухмоторный транспортник С-45, а также - склады с горючим, боеприпасами и амуницией. Сан-Пабло, который атаковали всего три-четыре десятка десантников, захватить не удалось, а Дулаг и Таклобан вообще не подвергались атаке, поскольку к ним не прорвался ни один борт.
Тем временем перешли в наступление 16-я и 26-я пехотные дивизии императорской армии, но им так и не удалось прорвать оборону и пробиться к захваченным аэродромом. А американцы уже на следующий день бросили на освобождение взлетных площадок 1-ю бронекавалерийскую и 77-ю пехотную дивизии. Парашютисты, все еще надеясь на помощь наземных сил, упорно оборонялись трое суток, но силы были слишком неравные. Большинство десантников погибло, а примерно 30 уцелевших, поняв, что подмоги не будет, 11 декабря ушли в джунгли. Пленных не было.
В ходе этой неудачной операции японцы потеряли безвозвратно 450 десантников и 17 самолетов. Единственным позитивным результатом было то, что она примерно на неделю отсрочила освобождение острова Лейте. Американцы свои потери не разглашали, заявив лишь, что они были "низкими".

Экипировка японских воздушных десантников. Справа - солдат в камуфляжной наземной униформе с подрывным зарядом.

Транспортно-десантный самолет Мицубиси Ки-57.

Десантники занимают места в кабинах Ки-57. Каждый такой самолет вмещал 20 парашютистов.

Камуфлированный Ки-57 в полете.

"Эй, наши катаны здесь!" Десантник возле парашютного контейнера с оружием.

Американский связной самолет Пайпер L-4 "Грассхопер".