Последняя дуэль - у кого сила, тот и прав
ruslanviktorov — 08.05.2022 Теги: СкоттФранция, конец XIV века. Отношения между рыцарем Жаном де Карружем и его соратником и соседом Жаком Ле Гри постепенно портятся, и дело доходит до неразрешимого конфликта. Оскорблённый Карруж обращается за помощью к королю Франции Карлу VI, и тот постановляет — противники должны решить спор в смертельной дуэли.
Несмотря на то, что со времен последней санкционированной во Франции дуэли прошло более 600 лет, мир, которыми правят мужчины, мало изменился. Все так же об изнасилованиях "неприлично" говорить вслух, все так же женщин обвиняют в том, что "сама виновата", все так же мужчина, если и надумает бить морду обидчику, то будет сперва бить за свое унижение, а потом уже за поруганную честь своей дамы. Если я все правильно понял, то как раз об этом фильм Ридли Скотта по сценарию, написанному в соавторстве Беном Аффлеком, Мэттом Дэймоном и Николь Холофсенер, так сказать актуальная повесточка. Но радует то, что "Последняя дуэль", эта трогательная история тихого героизма одной женщины в жестоком мужском мире, была рассказана ненарочито, снята как саспенс и воспринимается как историческая драма. Она проникает в самое сердце, и понимаешь, что ее снял режиссер "Гладиатора" и "Царства небесного".
Отличной идеей стало повествование от лица трех главных участников событий 1370-1386 годов - Жана де Карружа (Дэймон), Жака Ле Гри (Адам Драйвер) и Маргариты де Карруж (Джоди Комер). Аффлек и Дэймон приняли мудрое решение, пригласив Николь Холофсенер написать "истину" от лица леди Маргариты. Ведь в поединке двух мужчин, один из которых мстит не столько за жену, сколько вымещает обиды, нанесенные ему за почти два десятка лет бывшим другом, а второй, обманывающий себя насильник, не может понять, в чем его вина, только Маргарита видит обоих мужчин насквозь и рискует своей жизнью, чтобы правда вышла наружу.
Первым идет версия "истины" глазами де Карружа, и как только он предстает перед нами туповатым героем, становится ясно, к чему все это приведет. Речь пойдет не о том, чтобы одинаково взвесить все точки зрения на события, а показать через призму исторической драмы, "почему женщины молчат". И только Маргарита видит этот мужской мир таким, какой он есть на самом деле, потому что именно это нужно женщине, чтобы выжить в нем. Цена испытания, выпавшего на ее долю, заставляет последние полчаса фильма сидеть, вжавшись в кресло. Ее решимость быть услышанной в обществе, которое требует от женщин быть скромными и молчаливыми, придает заключительному акту невероятную силу. К чести Холофсенер, опираясь на ее сценарий, Комер передает эту силу, не прибегая к пафосным и неуместным речам. Вот почему игра Комер станет наградой для зрителя в третьем акте, когда она наконец выйдет из "фонового режима".
Адам Драйвер прекрасен в каждой сцене - когда считает Жана своим другом, а потом врагом, когда искренне предан своему сюзерену, графу Пьеру д`Аленсону (Аффлек), когда очарован, а потом и одержим страстью к леди Маргарите.
Удивительно, как пришелся к месту Аффлек с его ярким, современным, язвительным и порочным д`Аленсоном. Хорошо, что он отказался от роли Ле Гри, как было задумано первоначально. Именно он, с его "рыльцем в пушку" очень органично смотрится в роли самовлюбленного бонвивана, которому все сойдет с рук и который рассуждает о том, что "простым людям их не понять". Д`Аленсон является неотъемлемой частью этой истории, потому что он показывает, что эта борьба между де Карружем и Ле Гри на самом деле связана не с "добродетелью" Маргариты, а с политикой, положением и властью. А вообще, было забавно наблюдать за тем, как Аффлек, ухмыляясь, кутил, прелюбодействовал и прожигал жизнь, зная, что он неприкасаемый.
Кажется, что Скотт снял этот фильм без усилий - так плавно и в темпе разматывается клубок повествования. Конечно, мэтр собаку съел на исторических картинах, но в "Последней дуэли" особенно хорошо просматриваются параллели между "стародавними" временами и современными. Большая заслуга Скотта в том, что он снял эту драму так, что на мелькнувшую мысль "не мы такие - времена такие", тут же приходит другая: в любые времена есть выбор. Что касается самой дуэли, то это полный восторг с драматургической и технической точек зрения. Смертельная схватка де Карружа и Ле Гри с копьями, мечами и кинжалами снята с близкого расстояния. Рубилово идет такое, что Максимус отдыхает, пусть я даже слегка и утрирую. Это страшно, кроваво, по-звериному жестоко... по-Скоттски.
У Ридли Скотта получилось создать достойный его таланта фильм, над посылом которого можно рассуждать. Один человек может выиграть дуэль, но "Последняя Дуэль" показывает, что настоящая битва еще далека от завершения.
Моя оценка: 5 баллов из 5.
|
</> |