Посадка ракеты на баржу: станет ли сказка былью?
zelenyikot — 06.01.2015Самая авантюрная затея последних лет в космонавтике: попытка ловли первой ступени ракеты на баржу. На визуализации - как это должно быть в идеале.
Сегодня, 6 января 2015 года на 14:00 по Московскому времени запланирована сессия самого гигантского арканоида в истории. Ракета Falcon-9 запустит на орбиту грузовой космический корабль Dragon, а потом попытается в вертикальном состоянии мягко сесть на морскую платформу. Для успешной посадки первая ступень ракеты (садится будет именно она) оборудована раскладными ногами, ее система управления уже умеет тормозить у поверхности при помощи ракетных двигателей на остатках топлива.
Автоматическая посадочная платформа - drone ship, как ее называют создатели, уже в пути.
Они такое уже проделывали без баржи. Ракета садилась почти мягко и без парашюта. Скорость снижения у поверхности - около 2 м/с.
А посадка на земле отрабатывалась два года, начиная с "подпрыгивания" на 3 метра и заканчивая километровыми полетами с перемещением, при боковом ветре:
Теперь осталось только в нужное время и нужное место разместить баржу, поймать ступень, и вуаля - следующий запуск оказывается намного дешевле. Таком образом компания SpaceX, и ее создатель Илон Маск надеются резко сократить стоимость полетов в космос, что в перспективе должно открыть новые рубежи его исследования и освоения.
Но не забываем, что это эксперимент. И мы сегодня сможем стать свидетелями как революционного события, так и большого плюха, если посадка не удастся. Возможен и перенос старта, поэтому набираемся терпения и запасаемся попкорном.
Прямая трансляция здесь:
Альтернативные площадки:
http://www.spacex.com/webcast/
http://spaceflightnow.com/2015/01/05/spacex-5-mission-status-center/ (здесь только старт)
FAQ:
Почему не на парашюте, а на ракетных двигателях?
Посадка на парашютах отнюдь не обеспечивает мягкости. Кто прыгал - знает. К примеру, при посадке космического корабля "Союз" на парашютах, в последний момент, у поверхности земли срабатывают ракетные тормозные двигатели. Но при этом "Союз" намного меньше и легче первой ступени Falcon-9. На парашютах пытались сажать боковые разгонные ступени Space Shuttle, но даже при посадке на парашютах и в воду, ракеты переживали такие ударные нагрузки, что их приходилось перебирать почти полностью, что сокращало на нет любую экономию от повторного использования. Соленая морская вода тоже отнюдь не благотворно влияет на материалы двигателя. SpaceX уже сейчас, при помощи ракетных двигателей и неизрасходованного топлива добилась мягкости приводнения, которое может конкурировать с парашютами.
Сколько можно использовать одну и ту же ступень, ведь ресурс двигателя не восполнить?
Цель Маска - 10 полетов. Пример с сертификацией советских "РД-170" на те же 10 полетов, говорит, что технически это вполне реально.
Почему сажают в океан?
Запуск космического корабля осуществляется по программе NASA, следовательно старт с мыса Канаверал, который располагается на берегу Атлантического океана. Его и строили с такой целью, чтобы все элементы ракет падали в воду и не представляли опасности для людей на суше.
Немного цифр:
Диаметр первой ступени: 3,7х
Размах ног ракеты: 21,7 м
Габариты баржи: 93х52 м
zelenyikot
|
</> |