Портрет в стиле Елизаветинского барокко

топ 100 блогов galik-12325.04.2017 Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1609.jpg

Роскошный портрет императрицы Елизаветы Петровны австрийского художника Преннера в зале Третьяковки затмевает все остальные портреты. Он царствует здесь как яркая демонстрация стиля эпохи Елизаветинского барокко. Художник использует в этом портрете все приёмы стиля барокко - помпезность композиции, яркость и насыщенность колорита, пышность одежды, выразительность детали. Пышные пионы и царственные розы, разноцветные тюльпаны и гвоздики, нежные незабудки и яркие маки, не просто придают праздничность изображению, но и насыщены аллегориями.

Австрийский живописец Георг Каспар Иосиф фон Преннер, прибыл в Россию в 1750 году по запросу М.И.Воронцова, которому для императорского двора был нужен "сильный портретист". Преннер родился в Вене около 1720 года, а умер в Риме. Происходил из семьи живописца Преннера. Когда ему было 22 года, уехал в Италию, и там писал композиции для римских церквей в традициях барочной живописи. Будучи придворным живописцем русской императрицы, Преннер до 1755 года находился в Санкт-Петербурге, где создал этот оригинальный портрет Елизаветы Петровны. В 1754 году, когда был написан портрет, императрице исполнилось 45 лет. Елизавета Петровна изображена при царских регалиях: на ней корона, орден Андрея Первозванного, в руке сипетр, перед ней - Держава, она в платье, соответствующем царскому выходу, в горностаевой мантии.

Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1617.jpg
Георг Каспар Преннер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1754. . Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Портрет Елизаветы Петровны, конечно, парадный, царский, императорский, но уникальность его в русском искусстве заключается именно в царском цветнике, который окружает образ Елизаветы Петровны.

Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1616.jpg


Над головой императрицы – большой подсолнух. Если вспомнить о том, что в XVII веке французский король Людовик XIV уподоблялся солнцу, то понятно главенство цветка, который всегда поворачивает свой лик вслед за светилом. В какой-то степени подсолнух - это символ королевской власти. Известно, что подсолнух попал в Россию только при Петре Великом. Как редкостный цветок, он сажали в Москве около Кремлёвских стен.

Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1615.jpg


Доминирует в венке царица цветов - роза: тут и красная - классический символ земной любви и страсти, и розовая - символ элегантной женщины в расцвете красоты. Белая роза олицетворяет собой небесное совершенство, а жёлтая - это цветок удачи. В то же время жёлтый цвет - это золото. И конечно, есть пасcифлора "Кавалерийская звезда".

Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1614.jpg


Цветки декоративной пассифлоры перекликаются с орденской звездой Андрея Первозванного на груди Елизаветы Петровны.

Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1613.jpg


Ещё один представитель такого царского цветка - это тюльпан. Причём живописец отлично знает самые разные сорта тюльпанов - тут и большие и маленькие, с удлинёнными венчиками и выгнутыми лепестками, фантастической окраски - снежно белые, ярко-красные, пёстрые, в полосочку, один даже бархатисто-фиолетовый. В этой цветочной массе есть и гвоздика, её называли "Цветок Зевса", рябчик или "Императорская корона".

Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1612.jpg


В венок вкраплены цветущие маки небывалой красоты. В данном случае мак олицетворяет неувядаемую молодость и женское очарование. Елизавета Петровна любила смехи и забавы, она была из самых весёлых императриц, большая модница, любила охоту, итальянскую оперу, пение. На этом фрагменте кроме известных цветов изображено очень интересное растение - как будто расцвёл какой-то початок кукурузы в синих лепестках.
Растение не опознано!

Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1611.jpg

Первоначально портрет находился в родовом имении графов Воронцовых - Андреевском, которое славилось своей картинной галереей, прекрасным дворцом, парком, замечательной библиотекой и театром. Последней владелицей имения и этого портрета была графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова. После революции эта работа попала во Владимирский музей, а уж затем в Третьяковскую галерею. Ранее картина выставлялась только на выставках, а теперь наконец украшает один из залов Третьяковки.

Оставить комментарий

Популярные посты:
Архив записей в блогах:
А у кого какие мысли по поводу этого определения? Вот вам пишут в описании шарфа -- в новом состоянии, и каковы ваши ожидания? Нет, я не напоролась на не заявленные дефекты, как маньяк опытный, я сначала детально расспрашиваю о состоянии, даже новом (с), прежде чем оплачивать. Я тут ...
Я очень люблю запечённые шампиньоны. Сегодня хочу поделиться ещё одним вариантом, на этот раз с сырной начинкой. Получается сочно, нежно, вкусно и очень сырно! Ингредиенты : Шампиньоны — 400 г Сыр сливочный (комнатной температуры) — 200 г Сыр твёрдый — 80 г Сухари панировочные — 1 ...
В городе, у меня на районе висит рекламный плакат. Написано на нем, значит, так « психологический центр решения семейных проблем». Рисунок плаката концептуален и драматичен, но оставляет место для полета фантазии. Женщина за руку тащит активно ...
у аквариумных рыбок тоже есть характер и свои закидоны? Так вот, заметила, что одна рыбка постоянно начинает нервничать, как только видит мой оранжевый телефон. Вот прям натуральная истерика у неё начинается. Все рыбы как рыбы, а она одна такая истеричка. ...
За советом обращаюсь. Имеется несколько пакетов молока. И что с кими делать? Годятся ещё на что-то? Или сразу... Заранее благодорен! Михаил ГУРЕВИЧ ...