Портрет в стиле Елизаветинского барокко

топ 100 блогов galik-12325.04.2017 Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1609.jpg

Роскошный портрет императрицы Елизаветы Петровны австрийского художника Преннера в зале Третьяковки затмевает все остальные портреты. Он царствует здесь как яркая демонстрация стиля эпохи Елизаветинского барокко. Художник использует в этом портрете все приёмы стиля барокко - помпезность композиции, яркость и насыщенность колорита, пышность одежды, выразительность детали. Пышные пионы и царственные розы, разноцветные тюльпаны и гвоздики, нежные незабудки и яркие маки, не просто придают праздничность изображению, но и насыщены аллегориями.

Австрийский живописец Георг Каспар Иосиф фон Преннер, прибыл в Россию в 1750 году по запросу М.И.Воронцова, которому для императорского двора был нужен "сильный портретист". Преннер родился в Вене около 1720 года, а умер в Риме. Происходил из семьи живописца Преннера. Когда ему было 22 года, уехал в Италию, и там писал композиции для римских церквей в традициях барочной живописи. Будучи придворным живописцем русской императрицы, Преннер до 1755 года находился в Санкт-Петербурге, где создал этот оригинальный портрет Елизаветы Петровны. В 1754 году, когда был написан портрет, императрице исполнилось 45 лет. Елизавета Петровна изображена при царских регалиях: на ней корона, орден Андрея Первозванного, в руке сипетр, перед ней - Держава, она в платье, соответствующем царскому выходу, в горностаевой мантии.

Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1617.jpg
Георг Каспар Преннер. Портрет императрицы Елизаветы Петровны, 1754. . Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея

Портрет Елизаветы Петровны, конечно, парадный, царский, императорский, но уникальность его в русском искусстве заключается именно в царском цветнике, который окружает образ Елизаветы Петровны.

Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1616.jpg


Над головой императрицы – большой подсолнух. Если вспомнить о том, что в XVII веке французский король Людовик XIV уподоблялся солнцу, то понятно главенство цветка, который всегда поворачивает свой лик вслед за светилом. В какой-то степени подсолнух - это символ королевской власти. Известно, что подсолнух попал в Россию только при Петре Великом. Как редкостный цветок, он сажали в Москве около Кремлёвских стен.

Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1615.jpg


Доминирует в венке царица цветов - роза: тут и красная - классический символ земной любви и страсти, и розовая - символ элегантной женщины в расцвете красоты. Белая роза олицетворяет собой небесное совершенство, а жёлтая - это цветок удачи. В то же время жёлтый цвет - это золото. И конечно, есть пасcифлора "Кавалерийская звезда".

Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1614.jpg


Цветки декоративной пассифлоры перекликаются с орденской звездой Андрея Первозванного на груди Елизаветы Петровны.

Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1613.jpg


Ещё один представитель такого царского цветка - это тюльпан. Причём живописец отлично знает самые разные сорта тюльпанов - тут и большие и маленькие, с удлинёнными венчиками и выгнутыми лепестками, фантастической окраски - снежно белые, ярко-красные, пёстрые, в полосочку, один даже бархатисто-фиолетовый. В этой цветочной массе есть и гвоздика, её называли "Цветок Зевса", рябчик или "Императорская корона".

Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1612.jpg


В венок вкраплены цветущие маки небывалой красоты. В данном случае мак олицетворяет неувядаемую молодость и женское очарование. Елизавета Петровна любила смехи и забавы, она была из самых весёлых императриц, большая модница, любила охоту, итальянскую оперу, пение. На этом фрагменте кроме известных цветов изображено очень интересное растение - как будто расцвёл какой-то початок кукурузы в синих лепестках.
Растение не опознано!

Портрет в стиле Елизаветинского барокко 17-1611.jpg

Первоначально портрет находился в родовом имении графов Воронцовых - Андреевском, которое славилось своей картинной галереей, прекрасным дворцом, парком, замечательной библиотекой и театром. Последней владелицей имения и этого портрета была графиня Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова. После революции эта работа попала во Владимирский музей, а уж затем в Третьяковскую галерею. Ранее картина выставлялась только на выставках, а теперь наконец украшает один из залов Третьяковки.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
К дневнику от среды 3 марта Поезда сейчас ходят по особому расписанию, то ли из-за локдауна, то ли идет ремонт путей на маршруте. Утратив за год сидения дома типичный распорядок своих будней, я пришла на станцию минут за десять до отправления поезда. В помещение станции не заходила: ...
Хорошего вам вечера, добрые люди, я вас не сильно, но отвлеку, у меня возник небольшой вопрос, а спросить не у кого. Недавно на одном популярном сайте появилось объявление о продаже в нашем городе интересного мне механического транспортного средства, которое я с некоторых пор истово возжел ...
Новостные СМИ трубят о плохом самочувствии Ангелы Меркель. 3 приступа во время официальных встреч за последний месяц. Сегодня она даже встать не смогла во время исполнения гимна. Но немцы почему-то не волнуются. А вот нам давно пора волноваться. Путину сейчас гораздо хуже, чем Меркель. ...
Второй год всем человечеством сидим в тюрьме. В ней все еще можно влюбляться и ездить в отпуск, но пространство сузилось до отдельных камер и единственного окна с решеткой. Это напоминает процесс разрушения нейронных связей и плавно наступающую деменцию. Содержимое головы вроде бы не ...
Die Welt жжет напалмом ...