"Поп" ("Преображение") Владимира Хотиненко, 2010
scottishkot — 17.04.2010 Первое название - прокатное, второе - из титров. Сетовать на мерцание не стоит: сам фильм - о деятельности т.н. Псковской православной миссии, учреждённой министерством Альфреда Розенберга на севере оккупированных территорий СССР - куда более честный и недвусмысленный."Поп" создан по благословению Алексия, одобрен Кириллом, премьерный показ - в Храме Христа Спасителя. Все сертификаты налицо.
Владимир Хотиненко не умеет плохо снимать. Сергей Маковецкий - плохо играть. Значит, оставим киноведение и сосредоточимся на сертифицированном message.
Дима Быков хорошо подметил музыкальный ряд: в начале "Попа" - хор угнетённых вавилонянами евреев из "Набукко" Верди, в конце - Rivers of Babylon группы Boney M. Контекст нехитр:
Разница между пленом в СССР и пленом в новообретённых территориях нацистской Германии 1941-1944 - судя по фильму "Поп" - никакой. Точнее, разница есть: Советы делают из храмов клубы им. Кирова, немцы же учреждают православную миссию и делают из клубов обратно храмы. В один из них местные владыки и назначают попа Маковецкого. В рамках миссии.
Далее - сцена, достойная производственного романа. Изнутри выметают декорации клуба, за ними - алтарная часть и фрески под куполом. С фасада снимают портрет Сталина, за ним обнаруживается образ Христа. Из реки - на фоне солнца - вынимают колокол, спрятанный от предыдущей власти.
Духовное возрождение, кто не понял.
Судя по фильму, поп-Маковецкий в своей деятельности движется исключительно в сторону Сопротивления. Он может буркнуть формальное "со святыми упокой" над полицаями, которых завалили партизаны. Призвать не вешать пойманных впоследствии партизан - и отказать от дома куратору миссии, добрейшей души нацистскому полковнику (из российских немцев, в Первую мировую - за царя против кайзера, затем у Деникина, потом рейхсвер и вермахт), который лично выталкивает завязший в грязи грузовик из-под ног казнимых. Собирать для лагеря военнопленных еду, валенки и носки. Правда, то, что всё собранное для советских пленных уходит к немцам, является не более, чем поводом для глубокомысленного поповского наблюдения: "Значит, у них дело швах". А полковник затем - желанный гость, собеседник и исповедуемый; прощание попа с ним - по православному обычаю, с объятиями.
Так нам показывают в "Попе". Вкупе с детишками - еврейскими (самолично крещеными), ленинградскими, латышскими, - которые в промышленном количестве прибиваются к подворью Маковецкого и его попадьи Усатовой. С полного согласия немецкого командования. Не хватает зайчика и поломанной лапки; впрочем, в начале фильма есть муха - которую поп, понятно, не обидит, а сощёлкнет, любя.
А потом уходят немцы, приходят наши, - и такой хороший поп идёт по этапу. Изуверы, нелюди.
Сейчас принято говорить о том, что в войну всё было сложно. Что нельзя огульно. Что не стоит обобщённо. Что все разные, что все жить хотели, так что - осторожнее, тактичнее, нежнее.
Но нежнее - как раз и значит проще.
Были наши, и были немцы. Были те, кто с немцами воевал - и те, кто на немцев работал. Работавшие на немцев делали это по разным причинам. В сухом остатке - по трём: желание жить, желание жить как обычно и желание жить лучше, чем прежде.
Судя по тому, что немцы не тронули ни попа, ни его начальство, а пришедшие в 1944-м наши освободители разорили дом попа, а самого Маковецкого отправили в ГУЛАГ, - нам кагбэ намекают, что при фашистах героям фильма было лучше. И чем прежде ("если бы не война, через два-три года в СССР вообще не было бы ни церквей, ни священников" - говорит самый крепкий моралист "Попа", то бишь
Вполне возможно, что так оно и было. И это не преступление само по себе. Ну, свезло с одними, не свезло с другими; бывает.
Не было до "Попа" Хотиненко вот чего: прочтения коллаборационистских страниц собственной истории - а Псковская миссия была отъявленным случаем коллаборационизма - в нефильтрованном виде. Лучшее определение положенного в таких случаях фильтра - от нашего всего: "И с отвращением читая жизнь мою <...> но строк печальных не смываю".
Здесь же - ни отвращения, ни печали. Скорее, наоборот: довольство и радость за незыблемость церкви в любых условиях. "Всякая власть от Бога"; этой фразы в фильме "Поп" нет. Весь фильм - и есть эта фраза, растянутая на два часа. Война войной, а РПЦ по расписанию. Немцы, Путин, марсиане; что хорошо для "Попа" - хорошо для Бога. Остальным обтекать. И дивиться морали, недоступной для штатских. В смысле, для нехристей.
По крайней мере, честно, как любой оскал. Спасибо Владимиру Хотиненко за то, что не растерял и донёс. Я - понял.