Понеслось метро по трубам
vikond65 — 04.11.2020Ради сохранения психологического здоровья и душевного равновесия попробуем ненадолго забыть о политике и коронавирусе. Тем более, что сегодня есть повод, который должен быть особенно интересен любителем истории техники и эпохи стимпанка. Ровно 130 лет назад, 4 ноября 1890 года, принц Уэльский, он же - будущий король Эдуард-VIII, торжественно открыл движение по самой глубокой линии лондонского метрополитена и одновременно - первой в мире линии метро глубокого заложения с электротягой, получившей официальное название City and South London Railway (C&SLR).
Вы спросите - а при чем тут стимпанк? Ну, во-первых, викторианскую эпоху, когда под землей поехали первые "электрички", традиционно принято относить к этому жанру. А, во-вторых, энергию для них вырабатывали генераторы, приводимые в действие огромными паровыми машинами. Еще одним классическим атрибутом стимпанка было то, что станции новой линии метро освещались газовыми фонарями, так как мощности электрогенераторов хватало лишь на питание локомотивов.
Также надо заметить, что длинное и труднопроизносимое название City and South London Railway в обиходе не прижилось, а лондонцы сразу прозвали новую линию метро просто Tube - "Труба". Прозвище возникло из-за того, что тоннели "трубы" ради экономии и ускорения строительства сделали очень узкими - диаметром всего три метра. Для сравнения, диаметр первых линий глубокого заложения московского метро - пять метров, а более поздних - 5,6, то есть, почти вдвое больше.
Соответственно, маленькими и узкими были станции и подвижной состав. Миниатюрные электровозики буксировали по три деревянных вагончика, каждый из которых вмещал всего по 30 пассажиров. Длина "трубы" поначалу составляла лишь пять километров, на которых располагалось шесть платформ. В дальнейшем ее удлинили до 21 километра, открыв 17 новых станций.
До начала 1920-х годов "труба" работала автономно, но потом ее капитально реконструировали, расширив тоннели и соединив некоторые станции переходами с другими линиями. Таким образом, C&SLR была интегрирована в единую сеть подземных коммуникаций британской столицы. Однако и сейчас ее станции выглядят примерно так же, как во времена королевы Виктории, разве что, на полу вместо досок появилась плитка, а на смену газовым фонарям пришли электролампы.
На заставке - "комбинированный" эшелон, состоящий из представителя самого раннего типа электрических локомотивов лондонского метро, первого образца вагонов C&SLR, более позднего вагона этой линии, сделанного под расширенные тоннели, а также - "большого" вагона для линий неглубокого заложения.
Первый подземный пассажирский электровоз на выезде из депо. Интересно, что локомотивные депо с ремонтными мастерскими C&SLR располагались на поверхности, а электровозы туда поднимали из подземелья специальными лифтами.
Чертеж электровоза и сечение тоннеля "Трубы" до реконструкции.
Пульт управления в кабине электровоза.
Паровая электростанция, обслуживавшая C&SLR. Поначалу планировалось сделать эту линию вообще без локомотивов, а составы буксировать канатными лебедками с приводом от наземных паровых машин. Но уже в процессе строительства приняли более прогрессивное решение.
Интерьер вагона "Трубы". Людям, страдающим клаустрофобией, в таких вагонах, наверное, лучше не ездить.
Раздвижные двери вагонов C&SLR располагались в торцах и выходили на посадочные площадки. На каждой площадке стоял вагоноважатый, который следил за тем, чтобы вагоны не переполнялись сверх норматива, открывал двери и объявлял остановки. Справа - манекены пассажиров в вагоне, являющимся экспонатом лондонского музея общественного транспорта.
Одна из станций "Трубы", снимок 1900 года. Оформление очень бедное - простенький кафель, идущие влоль стен наружные кабели, дощатый пол, а единственное украшение - рекламные плакаты. Но газовые светильники уже заменены электрическими, а раньше на станциях было еще темнее.
Станция другого типа - односводчатая, с центральной "островной" платформой. Но тоже всё бедненько и тесновато. Впрочем, по меркам конца XIX века, это считалось чудом техники.
Только в ходе реконструкции, в ХХ веке, на некоторых станциях "Трубы" появились эскалаторы, а до того пассажирам приходилось спускаться по длинным многопролетным лестницам на глубину более 15 метров. Но кое-где такие лестницы сохранились до сих пор. Справа - один из пешеходных тоннелей C&SLR. Человеческая фигура позволяет оценить его диаметр.
|
</> |