Понеслось метро по трубам

топ 100 блогов vikond6504.11.2020 Понеслось метро по трубам 3277339

Ради сохранения психологического здоровья и душевного равновесия попробуем ненадолго забыть о политике и коронавирусе. Тем более, что сегодня есть повод, который должен быть особенно интересен любителем истории техники и эпохи стимпанка. Ровно 130 лет назад, 4 ноября 1890 года, принц Уэльский, он же - будущий король Эдуард-VIII, торжественно открыл движение по самой глубокой линии лондонского метрополитена и одновременно - первой в мире линии метро глубокого заложения с электротягой, получившей официальное название City and South London Railway (C&SLR).


Вы спросите - а при чем тут стимпанк? Ну, во-первых, викторианскую эпоху, когда под землей поехали первые "электрички", традиционно принято относить к этому жанру. А, во-вторых, энергию для них вырабатывали генераторы, приводимые в действие огромными паровыми машинами. Еще одним классическим атрибутом стимпанка было то, что станции новой линии метро освещались газовыми фонарями, так как мощности электрогенераторов хватало лишь на питание локомотивов.

Также надо заметить, что длинное и труднопроизносимое название City and South London Railway в обиходе не прижилось, а лондонцы сразу прозвали новую линию метро просто Tube - "Труба". Прозвище возникло из-за того, что тоннели "трубы" ради экономии и ускорения строительства сделали очень узкими - диаметром всего три метра. Для сравнения, диаметр первых линий глубокого заложения московского метро - пять метров, а более поздних - 5,6, то есть, почти вдвое больше.

Соответственно, маленькими и узкими были станции и подвижной состав. Миниатюрные электровозики буксировали по три деревянных вагончика, каждый из которых вмещал всего по 30 пассажиров. Длина "трубы" поначалу составляла лишь пять километров, на которых располагалось шесть платформ. В дальнейшем ее удлинили до 21 километра, открыв 17 новых станций.

До начала 1920-х годов "труба" работала автономно, но потом ее капитально реконструировали, расширив тоннели и соединив некоторые станции переходами с другими линиями. Таким образом, C&SLR была интегрирована в единую сеть подземных коммуникаций британской столицы. Однако и сейчас ее станции выглядят примерно так же, как во времена королевы Виктории, разве что, на полу вместо досок появилась плитка, а на смену газовым фонарям пришли электролампы.

На заставке - "комбинированный" эшелон, состоящий из представителя самого раннего типа электрических локомотивов лондонского метро, первого образца вагонов C&SLR, более позднего вагона этой линии, сделанного под расширенные тоннели, а также - "большого" вагона для линий неглубокого заложения.

Понеслось метро по трубам 275._City_and_South_London_Gearless_Locomotive
Первый подземный пассажирский электровоз на выезде из депо. Интересно, что локомотивные депо с ремонтными мастерскими C&SLR располагались на поверхности, а электровозы туда поднимали из подземелья специальными лифтами.

Понеслось метро по трубам Im1894OurRail1-Loco
Чертеж электровоза и сечение тоннеля "Трубы" до реконструкции.

Понеслось метро по трубам 8359029_orig
Пульт управления в кабине электровоза.

Понеслось метро по трубам Im189908Cass-SLR
Паровая электростанция, обслуживавшая C&SLR. Поначалу планировалось сделать эту линию вообще без локомотивов, а составы буксировать канатными лебедками с приводом от наземных паровых машин. Но уже в процессе строительства приняли более прогрессивное решение.

Понеслось метро по трубам 11670751506_5da9e9cfd9_b
Интерьер вагона "Трубы". Людям, страдающим клаустрофобией, в таких вагонах, наверное, лучше не ездить.

Понеслось метро по трубам dsc_5322
Раздвижные двери вагонов C&SLR располагались в торцах и выходили на посадочные площадки. На каждой площадке стоял вагоноважатый, который следил за тем, чтобы вагоны не переполнялись сверх норматива, открывал двери и объявлял остановки. Справа - манекены пассажиров в вагоне, являющимся экспонатом лондонского музея общественного транспорта.

Понеслось метро по трубам Svl9Dg
Одна из станций "Трубы", снимок 1900 года. Оформление очень бедное - простенький кафель, идущие влоль стен наружные кабели, дощатый пол, а единственное украшение - рекламные плакаты. Но газовые светильники уже заменены электрическими, а раньше на станциях было еще темнее.

Понеслось метро по трубам illustration-stockwell
Станция другого типа - односводчатая, с центральной "островной" платформой. Но тоже всё бедненько и тесновато. Впрочем, по меркам конца XIX века, это считалось чудом техники.

Понеслось метро по трубам DSCF1074

Только в ходе реконструкции, в ХХ веке, на некоторых станциях "Трубы" появились эскалаторы, а до того пассажирам приходилось спускаться по длинным многопролетным лестницам на глубину более 15 метров. Но кое-где такие лестницы сохранились до сих пор. Справа - один из пешеходных тоннелей C&SLR. Человеческая фигура позволяет оценить его диаметр.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Отдельные граждане недопоняли всей глубины прошлого поста и осмелились спорить с великанами. Например, возражали, что практиковали терроризм и атеисты. А также, что православные - тихие и мирные. Слушайте сюда... Первое. Основная мысль моего ...
Детские оздоровительные пионерские лагеря были гордостью Советского Союза.Сейчас же многие из этих заведений либо превратились в обычные базы отдыха, либо вообще были заброшены. От мощи СССР остались только вот эти ...
Теперь мы часто ходим вокруг дома, и с большим удовольствием! Немного фоток с телефона, наши окрестности. это рис растет ...
Регистратор снял на Гиляровского. Полный экран, нижний левый угол. Представление продолжалось в том же духе еще минутку, но зрелище было перекрыто зевакой. Водитель БЧД был недоволен, что его дверь теперь не закрывается. Нашептали велосипедисту, что лучше б уезжал, ибо он в этой ситуаци ...
Оно мальчик. Маня забила на все традиции, по которым лошади стараются родить ночью. И в самый день рождения старшего нашего сына, сидим мы пьем чай со свежеприбывшей Уной, а дети прибегают из сада и кричат: "тятя, тятя, наша лошадь завалилась и ...