В сеттинге псевдо-СССР

Полагаю, что этот фильм — от создателей, которые видели «Настоящий детектив» или «Охотников за разумом» (в реальности — от автора нескольких видеоклипов для всяких рэперов и «Ленинграда»). По сюжету, восемь лет несколько представителей милиции и прокуратуры ловят какого-то чикатило, но с другой фамилией. Режиссёр-сценарист застал СССР в 5-летнем возрасте, а вторая сценаристка — в 8-летнем. Ознакомившись с их кинолентой, потом с нескрываемым удивлением прочёл в одной профессиональной рецензии, что «быт восьмидесятых восстановлен с потрясающей скрупулёзностью и любовью» (вероятно, рецензент застал уже только Ельцина).
● Фильм начинается с того, что перед больничной палатой, куда попала жертва маньяка, тусит здоровенная толпа недовольных и требует найти нападавшего. Прямо перед дверью в палату, в коридоре больницы, в верхней одежде и головных уборах. Обычно для советской эпохи.
● Следователь опрашивает гражданку. У следователя-мужчины длинные волосы до плеч. Обычно для советской эпохи.
● Подробности серийных убийств известны любому гражданину, потому что они свободно публикуются в газетах в 1984 году. Обычно для советской эпохи.
● Следователь обращается к задержанному маньяку «товарищ + фамилия». Конечно, ведь в СССР все друг друга звали товарищами. Обычно для советской эпохи.
● Двух ошибочно обвинённых граждан к 1991 году приговорили к пожизненному заключению. Ну, раз в мире существует наказание в виде «пожизненного», то и в СССР оно было, не так ли? (В СССР самыми строгими наказаниями были 25 лет или «вышка», пожизненного не существовало.)
● В конце фильма из психушки тюремного типа пропадает опасный маньяк-убийца, но его никто не разыскивает, и зритель даже не понимает, спохватился ли кто. Обычно для советской эпохи.
● Из Москвы в провинциальный город присылают следователя Главной прокуратуры для поиска маньяка. К середине фильма сценаристы забывают, что он из Москвы, поэтому его семья проживает уже в этом провинциальном городе. Кстати, что за город? Хрен знает, рандомно попадаются советские регистрационные номера Орловской, Ростовской и Московской областей.
А самые серьёзные проблемы у сценаристов и режиссёра — с пониманием советской архитектуры и её интерьеров.
● Милиционер одиноко проживает в двух- или трёхкомнатной квартире в 1985 году. Наверное, купил на зарплату. Обычно для советской эпохи.
● У главврача областной психушки кабинет по размеру и обстановке как у советского министра. Обычно для советской эпохи.
● Маньяк, который ранее вкалывал на заводе и учительствовал, одиноко проживает на даче площадью метров двести (позже мы узнаём, что там ещё и подвал метров на сто). Наверное, купил на пенсию. Это явно номенклатурная дача, возможно, генеральская. К ней прилагается земли с гектар.
Откуда вообще могла взяться эта генеральская дача? Просто создателям нужен был «старый ведьмин дом» из Массачусетса, как у Лавкрафта, или Луизианы, как у Пиццалатто. Ну они и нашли подходящую натуру — старую генеральскую дачу, которая к году съёмок разваливалась уже больше 30 лет. Да, здесь непонимание сеттинга позднего СССР именно на таком уровне, «рука-лицо».
Вообще весь сценарий написан штампами современных голливудских триллеров. Милиционеры пришпиливают фотографии к доскам и проводят между ними стрелочки и ниточки. У каждого второго жителя провинции есть ружьё. Процессуальные и следственные действия издалека напоминают американскую систему. И я даже не стану говорить про сюжет, который весь сделан ради поворота в концовке, причём логика и качество этого сценарного хода на уровне тех голливудских триллеров, что провалились в прокате. И, как и положено, в финале все герои ведут себя как дебилы. Кроме того, поскольку СССР для создателей фильма — это хтонический кошмар, то всех виновных и невиновных в этом фильме силовики избивают и пытают. Обычно для советской эпохи.
Я и раньше ругал нынешние фильмы в сеттинге псевдо-СССР, но тот фильм ругали все, а этот некоторые критики и уважаемые мною зрители пытаются хвалить. И это меня пугает, хотя, по замыслу авторов «триллера», пугаться я должен другому.
|
</> |