Архангел Михаил


Как авиажурналист, я стараюсь не пропускать ни одного художественного фильма на авиационную тематику. Увы и ах, нередко это заканчивается унынием от потерянного времени. Вчера был как раз такой случай. Я, наконец, сподобился посмотреть прошлогодниюю кинобиографию авиаконструктора Михаила Леонтьевича Миля под названием "Небо измеряется милями". Подобные фильмы у нас выходят нечасто, и тем обиднее, что картина оказалась полным отстоем.
У меня нет ни малейших сомнений, что она была заказана и профинансирована акционерным обществом "МВЗ им. М.Л. Миля" ради
Умильно-благостная физиономия актера Стычкина, выбранного на эту роль, еще больше усиливает впечатление. Примерно с середины фильма начинает казаться, что над шляпой его персонажа вот-вот засияет нимб, а из-под пиджака высунутся ангельские крылья.
Миль в фильме - гений своего дела, справедливый и мудрый руководитель, которого обожают его подчиненные, человек исключительного трудолюбия, работающий днем и ночью, выдающийся патриот и безупречный семьянин с непоколебимыми моральными устоями.
Он способен творить чудеса - от проектирования вертолетов в рекордно короткие сроки до ... ювелирной нарезки колбасы. В фильме есть эпизод, где он на глазок разрезает кольцо сервелата на шесть идеально одинаковых кусков, каждый из которых весит ровано 52 грамма, что определяется взвешиванием на лабораторных весах.
Разумеется, как и подобает истинному святому, Миль с честью преодолевает бесовские искушения. Сперва - со стороны одной своей сотрудницы, пытающейся его соблазнить, а потом - со стороны американского генерала, который во время командировки Миля в США уговаривает его стать невозвращенцем, обещая "кучу денег, дом в Чикаго, много женщин и машин". Но Михаил гневно отвергает эти посулы, заявляя, что Родину он никогда и на что не променяет.
На протяжении всего фильма он не ошибается, ни на кого не повышает голос, а его точка зрения и предлагаемые им решения неизменно оказываются верными. Мало того, почти все персонажи второго плана - такие же мудрецы и рыцари без страха и упрека, включая Сталина, радеющего исключительно о благе державы. И Лаврентия Палыча, который немного вспыльчив, но в целом тоже сугубо положительный персонаж, не совершающий ни одного неблаговидного поступка.
Тема сталинских репрессий в фильме вообще не затронута, хотя, показанный в нем создатель первого советского вертолета Черемухин в 1938 году был арестован и четыре года просидел в тюремной "шараге". Но этот нюанс "деликатно" пропущен. Видать, идеологический флюгер повернулся в обратную сторону и снимать кино про такое вновь стало немодно или даже небезопасно.
Короче, смотреть на фальшивую киноикону с сусальной позолотой было нестерпимо скучно, а временами по-испански стыдно. Я делал над собой усилия, чтобы дотерпеть до финала, надеясь, что, быть может, хоть к концу будет получше. Но нет, вплоть до финальных титров лучше не стало. В общем, категорически не рекомендую никому, а особенно - любителям авиации.
Кстати, мне так и не удалось найти бюджет картины. Информация о нем почему-то отсутствует, как будто это военная тайна. Зато на "Кинопоиске" есть кассовые сборы, составившие в России 4881 доллар. Да, да, это не опечатка, четыре тысячи восемьсот восемьдесят один доллар. Сдается мне, что только на бутерброды и кофе для членов съемочной группы было потрачено больше.
|
</> |