Понары. Первый тоннель Российской империи

топ 100 блогов periskop10.10.2015 Немного отвлечёмся от серии про диагональ Европы и перенесёмся в южную Прибалтику.
Расскажу вам про одно очень примечательное место истории железнодорожного транспорта России. Место, где был построен самый первый тоннель в Российской империи - более чем полтораста лет назад.

Узнал я про него случайно, по наводке в комментах от Понары. Первый тоннель Российской империи zbignev1 - в начале сентября, когда находился в поездке по Польше и Прибалтике. Посмотрел локализацию, начал копать историю. А надо сказать, что до этого первым тоннелем в ж/д истории Российской империи я считал Ковенский. В 2009-м осмотрел его порталы вместе с покойным ныне Понары. Первый тоннель Российской империи vasisualij , разбившемся три года назад на параплане над Коктебелем. Правда, в жж так и не написал про это. Ну так вот. Пошерстив доступные материалы по заброшенному Понарскому тоннелю, на который меня навели, с удивлением отметил для себя то, что это не второй - а первый тоннель империи! Ковенский, длиной 1,2 км на ветке через Вержболово в Восточную Пруссию, был сдан для эксплуатации 15 ноября 1861-го, а Понарский, поменьше - 3 октября 1861-го, на основной магистрали Петербург - Варшава. То есть, он более чем на месяц старше!

После этого поход в это место стал для меня вопросом принципиальным, и в один подходящий (правда, не очень погожий) сентябрьский денёк я это осуществил, будучи в Вильнюсе. Давайте же прогуляемся вместе со мной в это место.
Понары. Первый тоннель Российской империи
Понарский тоннель - самый первый в Российской империи


2. Начнём поход на кольце, где дорога из аэропорта на Лаздинай пересекается с проспектом Саванорю. Здесь главным ориентиром является Вильнюсская ТЭЦ.
Понары. Первый тоннель Российской империи

3. Тут я сел на 4-й троллейбус и доехал до конечной. Туда же, в Панеряй, идут ещё 6-й и 13-й троллейбусы.
Понары. Первый тоннель Российской империи

Карта этого района.
1 - дислокация исторического Понарского тоннеля, 2 - Панеряйский мемориал, 3 - кольцо троллейбусов, откуда я шёл.
Понары. Первый тоннель Российской империи

4. От гнезда троллейбусов нужно идти на юг, пересечь трассу (просп. Саванорю) и затем идти напроход через микрорайон Нижний Панеряй. Улица ведёт прямо в лес, этому удивляться не нужно - такого в Вильнюсе много. Микрорайон советской постройки, кстати, очень приятный, хотя и несколько подзаброшенный уходом. Прекрасно вписан в рельеф и окружающую местность - почти как Лаздинай, о котором я расскажу отдельно. Русская речь среди домов тут слышится почаще, чем в центральной части - видимо, как и в Науе-Вильне, процент русских здесь был больше.
Понары. Первый тоннель Российской империи

5.Проходим микрорайон, дорога превращается в просёлок и уходит в лес. Ещё полкилометра до железки, отсюда уже слышны проходящие электрички.
Понары. Первый тоннель Российской империи

6. А вот и магистральная линия. Когда-то это был главный ход Петербурго-Варшавской магистрали - второй двухпутной линии стратегического значения Российской империи. Сейчас это литовский транзитный ход к развилке на Лентварис (Ландварово) и далее на Калининград, здесь проходят калининградские поезда. А линия на Варшаву, через Гродно и Белосток, разрезана множественными границами после катастрофы 1991 года и сейчас потеряла своё значение. В районе белорусско-литовской границы она даже демонтирована, на протяжении полукилометра.
Понары. Первый тоннель Российской империи

7. Взгляд в другую сторону, к Панеряю. На самом деле, это отрезок 1952 года, построенный после войны как раз для обхода тоннеля, к которому мы сейчас и идём. Т.е. более современное прохождение трассы. Боковые линии идут на индустриальные объекты панеряйской промзоны.
Понары. Первый тоннель Российской империи

8. Бетонные шпалы уже с шильдиком LG, т.е. переложены уже при независимой Литве. Структура верхнего строения пути классическая по нашим стандартам - как и на Транссибе, скажем.
Понары. Первый тоннель Российской империи

9. Перехожу линию, иду по карте, немного сомневаясь - не уклонился ли я влево?
Понары. Первый тоннель Российской империи

10. Буквально через 100 метров убеждаюсь, что пришёл точно. Вон он, восточный портал Понарского тоннеля.
Понары. Первый тоннель Российской империи

11. Подойдём поближе. На бывшей насыпи устроена баскетбольная площадка.
Понары. Первый тоннель Российской империи

12. Дальше какая-то самопальная постройка.
Понары. Первый тоннель Российской империи

13. Возможно, тут заседают какие-то местные колдыри, судя по интерьерам. За креслами - явно спёртая с ж/д перехода через пути табличка (когда я переходил их, см. кадр 6, то увидел содранный знак).
Понары. Первый тоннель Российской империи

14. Тут уже всё заросло, а портал ещё перекрыт и крупными блоками.
Понары. Первый тоннель Российской империи

15. Взгляд назад. До 1953 года тут проходил главный ход магистрали Петербург - Динабург - Вильна - Гродна - Варшава. Сейчас просто сельская дорожка.
Понары. Первый тоннель Российской империи

16. Внутри тоннель засыпан. Совсем, чтобы не ходили. Получается, внутренний ход перекрыт полностью.
Понары. Первый тоннель Российской империи

17. Кладка портала в порядке. Строили на века.
Понары. Первый тоннель Российской империи

18. Теперь надо пройти верхом и не уклониться от хода тоннеля. Сперва я пошёл по асфальтовой дорожке, но она уходила всё левей и левей, так что я по лесным тропкам пошёл наудачу по направлению к станции.
Понары. Первый тоннель Российской империи

19. О, и тут совершенно точно вышел! Надо же. Нечасто так везёт. Вон она, кромка западного портала.
Понары. Первый тоннель Российской империи

20. Подхожу к верхней кромке портала.
Понары. Первый тоннель Российской империи

21. Вид на старую трассу прохождения путей Петербург - Варшава. Когда-то тут мчались шикарные экспрессы на Вену и Париж, Варшаву и Берлин, Кёнигсберг и Ниццу. А сейчас только шум леса...
Понары. Первый тоннель Российской империи

22. Ну что же, спустимся вниз. Справа табличка с надписью, кто в теме - пишите, чья.
Понары. Первый тоннель Российской империи

23. С этой стороны - предупреждающий щит.
Понары. Первый тоннель Российской империи

24. Внутри тоннеля. Тут тоже перекрыто.
Понары. Первый тоннель Российской империи

25. А вот так было до 2004 года (фото 2002 г.). Всего лишь 12 лет назад тоннель ещё был доступен и его можно было пройти насквозь. Потом перекрыли. Говорят, тут живёт какая-то уникальная колония летучих мышей, которых не рекомендуется беспокоить.
Понары. Первый тоннель Российской империи

26. Вид в сторону выхода.
Понары. Первый тоннель Российской империи

27. ...
Понары. Первый тоннель Российской империи

28. Общий вид западного портала.
Понары. Первый тоннель Российской империи

29. А вот так тут было 140 лет назад. Кипела жизнь :)
Понары. Первый тоннель Российской империи

Историческая справка.
Понарский тоннель (Panerių geležinkelio tunelis) - первый железнодорожный тоннель Российской империи. С 1921 г. - в Польской республике, в 1940-41 и 1944-91 - в СССР, с 1991 г. - в Литовской республике. Был проложен на перегоне Вильно - Ландварово под одним из холмов. Высота - 6,4 м, ширина - 8 м, длина - 427 м.

Работы по устройству Понарского туннеля начаты 15 января 1859 г. При самом приступе к оным встретились важные затруднения, по свойству грунта, состоящего из сыпучаго песку. Основная штольня могла быть проложена только при особенных мерах осторожности: необходимо было укрывать рабочих за деревянным щитом и одевать стенки блиндажем, даже проконопаченным, дабы воспрепятствовать просачиванию песку, осыпавшагося сквозь самыя узкие пазы. 25 ноября 1859 г. штольня окончена на всей длине 200-саженнаго туннеля.

Затем приступлено к разработке штольни в ширину и к устройству свода. До проложения основной штольни, частию же во время устройства ея, открыты были две боковые штольни для возведения стенок, которые и устроены на протяжении 160 сажен. ...Свойство грунта, в котором проходит Понарский туннель, потребовало дать своду толщину вместо полутора кирпича до трех, с соответственным утолщением стенок.
[Отчет Главного Общества Российских железных дорог за 1859 г. СПб. 1860 г. Стр. 32, 36.]

Проектирование тоннеля и руководство строительными работами выполнялось немецкими и французскими инженерами. Строительство велось с обеих оконечностей. Все работы выполнялись вручную, поэтому условия труда были очень тяжёлыми, при этом каждый рабочий получал в месяц около трёх рублей. Все подрывные работы велись с использованием пороха, так как динамит в то время ещё не был изобретён, что ещё более снижало скорость и эффективность работ.

Постройка тоннеля была завершена спустя два года, в 1861 году. После открытия Понарский тоннель стал не только первым действующим железнодорожным тоннелем в Российской империи, но также одним из первых в Европе.

В войну немцы его взорвали, но его в 1945-м снова ввели в строй и работал он как основной до 1953 года. В 1952-м сделали обход, а где-то в начале 1960-х разобрали подходы к нему и перестали использовать даже как запасной путь. С тех пор он заброшен.

30. Уходим дальше по старой насыпи.
Понары. Первый тоннель Российской империи

31. Буквально через 150 метров она выводит нас на станцию Панеряй. Обратите внимание, что дорога из тоннеля выводит строго прямо по оси путей станции - т.е. до 1953-го она была прямой, а не изогнутой, как сейчас.
Понары. Первый тоннель Российской империи

32. Проходим мимо ж/д построек к вокзалу.
Понары. Первый тоннель Российской империи

33. Взгляд назад. Выемка направлением в тоннель полностью заросла, и сейчас без знания направления не различима. Основная дорога (боковой обход 1952 года) идёт левее.
Понары. Первый тоннель Российской империи

34. Вокзал Панеряй. Какого он года постройки, увы, так и не понял. Дореволюционный ли, польский ли, а может, и сталинского времени. Хотя, судя по зданию, скорей, второе.
Понары. Первый тоннель Российской империи

35. Расписание пригородных на Марцинконис. Сейчас это конечная, если ехать по исторической трассе Петербурго-Варшавской линии. Дальше ничего не ходит, а на границе обрыв.
Понары. Первый тоннель Российской империи

36. Станция Панеряй.
Понары. Первый тоннель Российской империи

37. Указатель на мемориал, до него ещё километр на запад. Туда я на этот раз не пошёл - поджимало время, да и устал уже. Кому интересно почитать про это страшное место массовых казней евреев и советских военнопленных в годы войны, отправляю в пост Варандея из его литовской серии.
Понары. Первый тоннель Российской империи

38. А я поднимаюсь на виадук, дабы обозреть станцию целиком. Вид на восток. Выемка, ведущая в тоннель, не различима. Заросло. Она упирается прямо в холм. Честно говоря, я так и не понял, зачем тогда строили этот тоннель, если холм очень легко обходится, с удлинением всего на километр. Возможно, для тренировки инженеров и получения первого опыта.
Понары. Первый тоннель Российской империи

39. Вид на запад. Буквально в нескольких км отсюда уже Лентварис и важная развилка двух линий - главной Петербурго-Варшавской (сейчас разрезанной границами) и боковой ветви на Вержболово (сейчас стратегически важный калининградский ход). Обратите также внимание на два самых левых пути. Это тоже обрезанная границами и захиревшая ветка - на Лиду и Барановичи. В польское время (1921-39) она была стратегически важной для поляков.
Понары. Первый тоннель Российской империи

40. Ну вот и конец похода. Спускаюсь вниз и иду на трассу. Пора возвращаться в город.
Понары. Первый тоннель Российской империи

Спасибо за внимание!

Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
kostia_inochkin позвал меня к себе в класс рассказать студентам про ВИЧ. Ну, мне не трудно, я даже люблю иногда (пару раз в год) таким заниматься. А Иночкин еще и отблагодарил меня по-царски. Не деньгами, а натуральным продуктом, который теперь у меня дома книжную полочку ...
Появилась еще одна мечта идиота: поставить в машину кондиционер. Чорни машина с чорни салоном, это, конечно, красиво, но как только температура воздуха за бортом поднимается выше двадцати пяти, возникает чувство, что ты уже жаришься на сковородке ...
Оказывается, можно. Этим сейчас и занимается наша либеразь, переживающая за страдания народа российского в условиях самоизоляции, потери работы и бизнеса и полной неопределенности в будущем. Надо отдать ей должное: она держит руку на пульсе планеты и рассказывает нам, дремучим и темным, ...
Ростуризм на фоне заявлений МИД с рекомендацией гражданам РФ не посещать Турцию уже во вторник будет рекомендовать туроператорам прекратить продажу путевок в эту страну И правильно. Еще бы вывезти оттуда всех наших и посла еще отозвать. Сссуки... ...
Антикварный Стол дамский, туалетный, 1900-1910 гг Стол дамский, туалетный, необычного цвета янтаря. В верхней части подвижное овальное зеркало (псише), которое украшено ...