Полюбить Гурченко

топ 100 блогов ashkerov16.10.2010 Увидел фрагменты нового фильма с Гурченко - "Пёстрые сумерки". В общем, мне мало что понравилось, кроме названия. Смотреть целиком вряд ли буду - это действительно "Пёстрые сумерки" актрисы. Главная претензия, собственно, не к святочно-паточному сюжету и не к сериальной слезливости. Главная претензия к тому, что в фильме утрачен главный кинематографический дар - естественность.

Гурченко в большинстве работ за исключением раннего периода умела быть разной, оставаясь при этом настоящей. Сейчас она вернулась к условности фильмов начала 60-х годов: "Роман и Франческа", "Гулящая", "Укротители велосипедов", где у Гурченко, вопреки мифу о простое после "Карнавальной ночи", были главные роли. То же самое можно сказать о режиссуре - герои позируют в ролях, иллюстрируют собой коллизию, а не участвуют в ней. Не открывают в себе и собственном будущем нечто неожиданное - именно это и делает штамп штампом. Некоторые штампы фильма, впрочем, настоены на слезе, однако эта слеза отсылает не столько к драматическому сюжету фильма (творчество как лекарство от слепоты), а к драме старения и немощи. (Примерно аналогичный эффект производили сильные кадры из литвиновской "Богини", фиксирующие некролюбование процессией советских эстетических артефактов во главе со Светличной).

При этом кадры фильма дают хорошее представление о том, что критерии естественности - меняются со временем и то, что служило её эталоном в шестидесятые (эпоху, когда естественность была возведена в ранг главной моральной добродетели) теперь таким эталоном не служит. Вообще сегодня в фокусе не естественность как культурный код и мода (туризм, нудизм, "простота", "безыскусность", "искренность"), а естественность как непосредственный биологизм - адаптивность к любым условиям. Эту естественность трудно не только соотнести с роль морального эталона, но вообще с какой-либо устойчивой сеткой моральных суждений. Адаптивность предполагает миниатюаризацию морали, её текучесть (но не обязательно пластичность) и постоянное соотнесение морали с эффективностью (интерес становится главной ценностью). При этом вместо культа единой матушки-Природы возникает соревнование разных и часто несовместимых друг с другом природ. 

Впрочем, вернёмся к Гурченко. Фильм не несёт в себе ничего для неё фатального. Скорее этот фильм - просто симптом того, что игра в гибридизацию естественного с неестественным (кинематограф пятидесятых-шестидесятых - неореализм, "новая волна", неосентиментализм семидесятых-начала восьмидесятых) закончилась. Закончилась, кстати, и игра в камп, то есть в контрастирующую с естеством эстетическую вычурность (поэтому и кинематограф а'ля Кира Муратова тоже в кризисе). Продолжить эту игру можно только если само её продолжение будет предметом коллизии. Например, идеальной ролью для той же Гурченко было бы участие в сиквеле по "Бульвару Сансет" (ближайший аналог сегодняшнего состояния киноискусства - поминки по эпохе немого кино) или в новой версии "Театра" Моэма (поводы не только театра, но репрезентативистской модели общества). 


Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Под рубрикой "Клава, я балдею..." хотел выложить пару редких записей - песенок "и-агента" - ан нет, SoundCloud не запускается. И Ютуб не работает... "...Как  вольно дышится в возрождённом Арканаре!" ...
В качестве упражнения предлагаю посчитать женские щипцы и скалки в довольно типичном диалоге. - Привет, познакомимся? - Я что, похожа на девушку, которая ищет знакомства? - Нет, ты похожа просто на симпатичную девушку. - Ну хорошо, что хоть похожа... - Нет, ты действительно ...
Вторую неделю - сушь и жара. Вчера собралась уже поливать, сколько ж можно. И вдруг, не предсказанный прогнозом - ливень на 2 часа. В поддоны налил 4 см. - Ну, - думаю, - ура, все за меня полили. Вечером вышла посадить новые цветочки, копнула, а земля сухая. На сантиметр сверху влажная, а ...
"Следить за собой" - это такое выражение, навязшее всем в зубах. Я даже, помню, когда-то задумалась: "следить за собой" - эт чё такое-то вообще? А потом как-то поняла. Это ведь реально - в прямом смысле. Буквально. Я это поняла, когда стояла однажды перед зеркалом. Мне вдруг пришло в ...
Оригинал взят у vityok_m4_15 в солидарен. Ёбаные гнойные животные   ...