
Видовдан, по-настоящему

Лета 6897, индикта 12, месеца 15, у дан уторак...
Или 15 июня 1389 года, на Видовдан, произошла битва на Косовом поле. Сербская армия столкнулась с турецкой армией.
Турки, намереваясь завоевать Европу, столкнулись с сербами. Христианский барьер мусульманскому вторжению, сербы сопротивлялись почти до конца XV века, когда сербские государства полностью исчезли. В середине XV века произошла еще одна битва на Косово, битва, в которой победили турки. Затем Султанат Рим окончательно захватил сербскую территорию, но сербы продолжили борьбу в Военой Краине, откуда были изгнаны в 1995 году.
Да, «Османская империя» — это не название турецкого государства, оно было придумано позже. Султанат Рим, желание турок и мусульманского мира продолжить славу Рима. Они завоевали второй Рим, они отправились в первый. Турки считали себя новой Римской империей.
Мой друг mark60w писал на эту тему 15 июня. С детства его завораживала битва на Косовом поле и ее иллюстрации в учебнике истории.

Все, что будет написано ниже, вы можете прочитать только здесь.
Сербская знать под командованием Лазаря Хребеляновича готовилась к столкновению с турками. Лазарь призвал как православных, так и католиков-сербов защитить страну. Местом столкновения было навязано Косово Поле, место, которым правил Вук Бранкович.

Косово Поле было очень важным, местом, где находились замки династии Неманичей, центр Сербской Церкви в городе Печ, но самой важной целью турок было Ново Брдо. Большой город, серебряный рудник и монетный двор сербских денег. И все окрестные деревни, близкие и далекие, были важны как места, где сербы изготавливали оружие, доспехи, щиты... Сербы не покупали оружие и доспехи, они ковали их сами, будучи хорошими металлургами. Пушки «бомбарда» начали делать недалеко от Крушеваца, города Лазаря Хребеляновича.

Сербскую армию возглавляли образованные офицеры, десятники, пятидесятники, сатники и тысячники, люди, изучавшие стратегию, философию, математику, люди, изучившие греческий и латынь... Сербский король Милютин, ненавистный на Западе и Востоке, первым разгромил непобедимых монголов.
Воеводи были дворянами, но они также были образованными и подготовленными к битве. Витязи в битве на Косовом поле были членами Ордена Змея, орден, в состав которого входили как Неманичи, так и сербская знать.
А битва? Все произошло так.
Турки приближались с шумом, криками и барабанным боем. Они выстроились напротив сербов. Мурат в середине, а все остальные по бокам.
Сербы развернули свои силы: пехоту, легкую кавалерию, витязей и, впервые, небольшое количество артиллерии. Избранная стратегия заключалась в том, чтобы наступать на место, где находился султан, где находился его флаг или флаг его гвардии. Главную атаку провели сербские витязи в доспехах на конях в доспехах.

Сербские пушки издавали звуки, «подобные грому и молнии», как сообщали турки. Одну пушку-бомбарду жители Дубровника отдали Влатко Вуковичу, чтобы он отвез ее в Косово. Однако каменные ядра, которыми они стреляли, не оказали большого эффекта.
И стена железа обрушилась на турецкое войско и султана (опять же турецкие источники), земля сотряслась от натиска сербской конницы. Сербский клин под предводительством Милоша Обилича сокрушил турок и достиг шатра султана. Неудержимая волна сербской тяжелой кавалерии уничтожила охрану султана, а Милош Обилич убил его, но и сам был убит... На других участках поля боя турки также потерпели поражения.
После непродолжительной борьбы за престол новый турецкий султан не смог удержать свою армию в бою, и турки начали отступать. Однако не все турецкие подразделения сразу же отступили, некоторые решили заняться грабежами, как они делали во время предыдущих вторжений.
Наблюдатели битвы, дубровницкие купцы и послы короля Твртко поспешили объявить весть о победе сербов, христиан, над турками. Известие о победе сербов достигло и французов... но об этом мы поговорим позже.
После битвы князь Лазарь Хребелянович отправился в ближайшую церковь помолиться. Однако во время молитвы на него наткнулся новый султан, который отступал в ту сторону. Он узнал знамя Лазаря, схватил его и убил.
Так погибли оба правителя, предводители двух армий. Потом слабая Сербия и успокаивавшаяся после узурпации власти Турция заключили классический средневековый договор о вассальной зависимости.
А теперь о французах. Гобелен конца XVI века находится в замке Шонансо на Луаре в покоях Марии Медичи.
В комментарии, сопровождающем гобелен говорится о том, что он изображает, что это битва на Косовом поле 1389 года, говорится, кто были участники битвы, но также и то, что это была самая важная битва в средние века в Европе. Там также говорится, что из-за исхода битвы французский король Карл VI приказал звонить в колокола во всех церквях Франции в честь победы христианской армии над турками и что он лично отправился в Нотр-Дам, чтобы помолиться по этому случаю.

Размеры работы — три с половиной метра на пять с половиной метров.

Французский король приказал, чтобы в Нотр-Дам служили Te Deum, также упоминаются царь Лазарь и Милош Обилич, также объясняется, что в центральной части гобелена изображен патриарх Спиридон, который благословляет сербскую армию, а в верхней левой части — отступающая турецкая армия.

Но сегодняшнее повествование совершенно иное. Понятно, почему турки говорят о войне таким образом, речь идет о престиже. Великого султана и великое турецкое войско невозможно победить в битве, а султана убить в битве. Это можно сделать только обманом.
И сербский нарратив поражения имеет другой смысл. Во-первых, во время турецкой оккупации не разрешалось говорить о победе над турками. Во-вторых, церковь и веру нужно было сохранить. Сербы постоянно находились под давлением, чтобы принять ислам, некоторые из них обратились в Боснии, Герцеговине и Расе. Дворяне обращались ради имущества и титулов, а люди — чтобы выжить.
Как сохранить церковь, но с мифом о том, что сербы в Косово выбрали небесное царство Христа вместо земного царства. Если они могли отдать свои жизни в битве, то сербы того времени должны были оставаться верными церкви и небесному царству. И предательство, Вук Бранкович был избран предателем, хотя он таковым не являлся, «не будьте Бранковичем и не предайте Христа, как Вук предал Лазаря».
Целые циклы эпических песен пелись, чтобы поддержать народ и церковь, чтобы герои не были забыты, чтобы дух мести сохранялся.
А дух сербских героев Косово сохранялся от восстаний конца XVIII — начала XIX веков до Балканских войн и освобождения сербских земель.
Сегодня битва на Косовом поле высмеивается сербскими большевиками, титоистами, анархо-либералами, евроатлантистами и нацистами...
В этот день Видовдана протесты в городе спонсируются двумя противоборствующими сторонами, обе из которых заинтересованы в бедственном положении и крахе Сербии. Единственный вопрос в том, добьются ли они успеха или Сербия. Если Сербия добьется успеха, она должна будет очиститься от коррупции и плохих политиков во власти и оппозиции.
|
</> |