Политолог Алексей Макаркин. "С чем связана атака на «Мемориал»?"

топ 100 блогов philologist14.11.2021 Алексей Владимирович Макаркин — российский политолог, журналист и историк, колумнист. Заместитель директора «Центра политических технологий».

Политолог Алексей Макаркин. С чем связана атака на «Мемориал»?

С чем связана атака на «Мемориал»?

Вспомним общественную обстановку конца 80-х, когда он создавался. Не только сильный эмоциональный подъем и большие надежды, но и моральное отторжение тоталитаризма со всеми его атрибутами – от массовых убийств до открытых и тайных доносов. Сочувствие жертвам – даже многие сталинисты тогда сквозь зубы говорили о перегибах. Трудно было представить себе человека, публично оправдывавшего расстрел Мейерхольда (оправдывали потихоньку, в узком кругу), не выражавшего даже притворного сожаления по поводу гибели Вавилова. Шоком для общества стала информация о лагерной судьбе Королева. Люди, только пришедшие в церковь, узнавали о гибели многочисленных архиереев, клириков, монашествующих, мирян. Были опубликованы «Старые офицеры» Слуцкого – о судьбе военных, казненных и гонимых по делу «Весна» и аналогичным делам. Из самиздата вырвались книги Солженицына и Шаламова, были опубликованы и запретные книги статусных советских писателей – «Белые одежды», «Дети Арбата», «Зубр», «Новое назначение».

Что дальше? Большая поколенческая драма. Распад державы, экономическая турбулентность, слом привычного образа жизни. И люди – заводские, служилые, деревенские – стали ощущать сильнейшую фрустрацию, сопровождавшуюся размыванием казалось бы незыблемых моральных ценностей. По стране стала бурно распространяться конспирология (прибежище растерянных людей) в сочетании с оправданием преступлений. Как минимум – мы маленькие люди, многого не знаем и не узнаем. А максимум здесь у каждого свой, но с общей рамкой – что Сталин зря не расстреливал. Что элиты – хоть имперская, хоть советская – только и норовит, что предать государство и государя. Предали плохие бояре царя – предали бы и Сталина, если бы он не принял превентивные меры, суровые, но вынужденные.

А дальше частности, когда можно оправдать все, с помощью циничных аргументов. И получалось, что расстреливал Сталин не офицеров, а предателей, изменивших присяге в марте 17-го. И что Мейерхольд был врагом традиционного русского театра, а Сталин этот театр возвысил. А Вавилов тратил народные деньги на собственные заграничные турне и не хотел накормить страну. Что Королев – растратчик, и сидел за дело. Что расстрелянные священники могли изменить Родине во время приближавшейся войны – и расстрелы сделали их святыми, избавив от судьбы предателей (а сам Сталин потом слушался Матрону и, быть может, принял тайный постриг). Что лагерная литература – ложь, а в «Кубанских казаках», по сравнению с ней, неизмеримо больше если не истины, то правды. Возрожденный культ Сталина дополнялся совсем уж немыслимым в советское время мини-культом Берии.

И, как ни странно, вся эта мощная волна вела к тому, что давление на «Мемориал» было куда меньшим, чем могло быть. Потому что защитники чести погибших и непримиримые противники сталинизма выглядели маргиналами, находящимися в глухой обороне, издающими малотиражные книги и проигрывавшими теледискуссии Кургиняну. Можно было даже свысока посмотреть на неизбежное отмирание либеральной субкультуры.

Но на самом деле даже на пике фрустрации неосталинизм был менее популярен, чем это казалось, если посмотреть на полки книжных магазинов или на исторические споры на телевидении. Его было больше в верхах (в первую очередь, в силовой субкультуре) и в активном слое советских образованных людей, утративших привычный статус или особенно сильно ностальгирующих по державе. Россияне в большинстве своем сторонились такого надрыва, предпочитая нередко ограничиваться минималистским вариантом, отговариваясь незнанием – но сталинистское меньшинство за счет неожиданной (если смотреть из 80-х годов) массовости, агрессивности и высокой мотивированности могло действительно показаться чуть ли не доминирующим. Тем более, что сдвиг общественных настроений действительно произошел - хотя и не столь радикальный.

Теперь же появились новые поколения, у которых нет фрустрации, их не интересует ностальгия по великой державе. Слова о том, что «расстреляли-то всего 700 тысяч во время большого террора, какая мелочь», воспринимаются ими как кощунство. На первый взгляд, этому противоречат довольно высокие оценки деятельности Сталина во время опросов со стороны тех самых молодых, но здесь есть один важный и нередко недооцениваемый аспект. У молодых отношение к Сталину, как и к советской истории в целом, куда более отстраненное. Победа в войне, расширение территории страны, индустриализация – да, вроде можно считать успешным. Но без надрыва, без эмоционального оправдания. И, главное, со способностью слушать и слышать противоположные, моральные аргументы, основанные на человеческих историях казненных, стертых в лагерную пыль, умерших в ссылках, лишенных имущества.

На этом фоне, кстати, и непоколебимая убежденность фрустрированного человека о том, что потеря им привычной работы неизмеримо страшнее, чем все расстрелы вместе взятые, выглядит с точки зрения постсоветских поколений дико (многие молодые уже неоднократно меняли места работы и даже виды деятельности). Молодые не спорят, чтобы не выходить из зоны комфорта и не раздражать старших – но их молчание свидетельствует о том, что надрывный сталинизм постепенно уходит. А постсоветские поколения – это уже не только школьники или студенты. Сейчас уже по 36 лет тем, кто родился в год начала перестройки и никогда не учился в советской школе, не был ни только пионером, но даже октябренком.

И с уходом в историю великой державы место государственнического нарратива все более занимает микроистория. И здесь, наверное, неожиданно для многих, нарративы «Мемориала», связанные с конкретными судьбами – причем людей в большинстве своем незнаменитых, невеликих, «обычных» - привлекают эмоциональное внимание, связанное с простым человеческим сочувствием. И это размывает представление о том, что интересы государства превыше всего - и поэтому опасно для силовой идеологии, носители которой стали ощущать свою уязвимость. Отсюда и многочисленные заявления по поводу несознательной молодежи, и запретительные действия, которые сейчас дошли до «Мемориала» - хранителя памяти о растоптанных судьбах.

Отсюда

Подписывайтесь на мой телеграм-канал: https://t.me/podosokorsky

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Вот опять Тина Канделаки пишет, что нельзя отворачиваться от Грузии, нельзя сжигать мосты и т.п. Ау, люди, Россия никакие мосты не сжигала и не сжигает. Это нам "братские народы" наперегонки срут в кормящую руку. Что Прибалтика, что Украина, что Грузия и прочие. И началось это еще в ...
В субботу сходили на Войну миров Z. Со мной конечно смотреть такие фильмы одно удовольствие: я в нужных местах пугаюсь, дергаюсь, сучу ручонками, отмахиваясь от врага:) А Брэд красавец, он и взрослеет так трогательно (не могу по отношению к нему употребить "стареет"), ему вообще все ...
Широкая денежная база на 1 февраля (24,2 трлн рублей) находится вблизи исторического максимума (24,4 трлн), показанного месяц назад. В реальном выражении рост денежной базы не ...
Я - хроник соплежуй! Не прошло и месяца, как наконец-то мне поставили премиленький диагноз хронического тонзилита и вялотекущего гайморита. Прррррекрааасно черт побери! Набрала еще сумку лекарств, заехали с РВ и Дэном, по наводке одного papatapok к одному Роману и вот - мы завтра ...
В XX веке с лёгкой руки физиков распространилось убеждение, согласно которому наблюдатель неизбежно влияет на наблюдаемый объект. Если наблюдатель собрал кванты света в свой вооружённый либо невооружённый глаз, эти кванты далее не летят, то есть в результате измерения мир изменился. ...