"Полёт Бурганова", или Леда и Лебедь
vladimirdar — 02.08.2023На углу Гагаринского и Большого Афанасьевского переулков находится примечательная скульптура «Полёт» Александра Бурганова. Первой мыслью случайного прохожего очевидно будет: почему это скульптурное «творение» находится именно здесь? Но всё просто. Это своеобразный указатель Государственного музея «Дом Бурганова» в такой вот одухотворенной форме. На постаменте мелкими буквами можно прочитать «Дом Бурганова» и определить направление своего передвижения к музею по стрелке.
Эта монументальная скульптурная композиция помещена на колонну и располагается над головами зрителей, иными словами, усиливая ощущение полета. В анонсах отмечается, что скульптурная композиция «Полет», как и все творчество Александра Бурганова, обращено к человеку, к его внутреннему миру и символизирует свободу, выход за рамки реальности, за рамки возможного. Автор подчёркивает тему стремления к полету в названии скульптуры. Однако не все так просто. В композиции явно заложен определенный смысл и он не такой девственный как может поначалу показаться.
Скульптура находится на видном месте, на перекрестке известных приарбатских переулков недалеко от Гоголевского бульвара. Если отсюда пойти по Большому Афанасьевскому переулку в сторону Арбата, то слева легко обнаружится «Дом Бурганова», как городской центр скульптуры и музей.
Однако вернемся к сюжету скульптурной композиции. Скульптор трансформировал известный сюжет древнегреческих мифов «Леда и Лебедь». А сюжет этот крайне любопытен и даже эротичен, хотя в трактовке Бурганова девушка с лебедем, вроде бы даже одетая в летнее легкое облегающее платье, очерчивающее стройную девичью фигуру подчеркнуто откровенно. У ее ног, раскинув крылья, изображен лебедь, смотрящий ей снизу в лицо. Фоном служит пара развевающихся «на ветру» полотнищ, а сама сцена облечена в рамки картины. Образ рвется из классических рамок как действительно стремление воспарить. Более того, образ птицы у Бурганова встречается очень часто как символ полета, символ стремления к свету.
Мне приходилось сталкиваться с мастерской Бурганова. Лет двадцать назад я участвовал в организации процесса создания и установки одного его памятника, посвященному погибшим воинам в Великой Отечественной. Там тоже присутствовала птица как символ Души, устремленной к Вечной жизни. Однако рассмотрим все же миф о Леде и Лебеде. Мы увидим, что за этим сюжетом стоит очень многое.
Будущий царь Тиндарей, изгнанный из Спарты своим братом Гиппокоонтом, познакомился с Ледой у ее отца, Фестия (царя некогда существовавшего города Плеврон) предоставившего ему убежище. Леда была прекрасна как богиня, и Тиндарей влюбился в нее с первого взгляда. Вскоре они поженились. Когда Гиппокоонт погиб в борьбе с Гераклом, Тиндарей стал царем Спарты, а Леда - его царицей. Но не только Тиндарей был покорен красотой Леды. Царицу Спарты возжелал сам громовержец Зевс. Однажды на реке Еврот, Леда спасла от неминуемой гибели лебедя гонимого орлом. Но оказалось, что сцена была инспирирована: образ лебедя принял Зевс, а Орла - Афродита, которая и помогла громовержцу подобраться к земной красавице. Леда укрыла лебедя, пожалев его, и держа на коленях, заснула. Во время сна Зевс овладел ею. Той же ночью, в покои Леды вошёл и законный супруг Тиндарей.
В результате, Леда снесла два яйца из которых вылупились близнецы-диоскуры Полидевк и Кастор (покровители мореплавателей и путешественников в честь которых названо созвездие Близнецов), и две дочери — Клитемнестра (муж царь Микен Агамемнон) и красавица Елена Прекрасная («Елена Троянская» из-за которой позже разразилась трагическая Троянская война). Причем, Кастор и Клитемнестра были детьми царя, а Полидевк и Елена - Зевса. Царь Тиндарей узнал о невольной измене жены, но пойти против Зевса не мог, и все дети остались живы. Зевс же ознаменовал рождение Елены, создав созвездие северного полушария Лебедь (Cygnus).
Изображения сцены овладевания молодой девушки лебедем часто встречается в истории мирового искусства. Начиная с античности художники изображали этот сюжет. Наибольшее распространение он получил в эпоху Возрождения. Так же к нему прибегали такие известные художники как: Питер Пауль Рубенс, Паоло Веронезе, Никола Пуссен, Корреджио, Франсуа Буше, Поль Сезанн, Гюстав Моро, Сальвадор Дали. Причем часто сюжет изображали в чрезвычайно чувственной форме. Но мы здесь рассмотрим одни из самых нейтральных.
Крамольный сюжет привлекал Леонардо возможностью разработки сплетения криволинейных очертаний женского тела и длинношеей птицы. Сохранились его наброски 1504 года, изображающие Леду сидящей. На рисунке из Чэтсуорт-хауса (фото ниже) Леда изображена с полусогнутыми коленями.
В окончательном варианте (около 1508 года) Леонардо изобразил Леду стоящей в обнимку с чёрным лебедем, тогда как у их ног копошится вылупившееся из яиц потомство
Микеланджело тоже отметился в теме, создав полотно на сюжет совокупления Леды и Юпитера для Альфонсо д’Эсте в 1529 году. В отличие от Леонардо, он изобразил героев мифа не после соития, а в процессе (прообразом могла послужить античная камея из собрания Лоренцо Великолепного). Работа Микеланджело была хорошо известна в Италии и за её пределами; уцелели многочисленные с неё копии (в том числе две — Рубенса) и скульптурная версия Амманати.
Скульптурная композиция в Гагаринском переулке «предваряет пространство музея, который находится недалеко, знакомит нас задавая определенное состояние свободы и освобождения от ограничивающих внутренних или внешних обстоятельств. А также является украшением переулка, привлекая внимание прохожих своей красотой и внутренней свободой». «Дом Бурганова» слева за кадром на фото Большого Афанасьевского переулка ниже.
Так что такая вот история с этой скульптурой, которая кажется образно непонятной в контексте градостроительной атмосферы центра города и вызывает у случайного наблюдателя вопросы о ее предназначении. Так что это своеобразный городской целеуказатель с эротическим подтекстом.
Царица Леда и Зевс-лебедь. Портал Истограф и другие
© Vladimir d’Ar, 2023