"Покаяние"?
navlasov — 21.11.2017 Второй день все новостные ленты и френдленты кипят праведным гневом по поводу выступления школьника из Нового Уренгоя в бундестаге. Выступление короткое, на одну страничку, но вызвало целую, как писал Маяковский, огнесловую лаву.Кстати, мне сразу стало любопытно: а многие ли из тех, кто счел нужным высказать свое мнение, прочел эту страничку, сам текст выступления? Или увидели новостной заголовок - и на дыбы? Удивительный феномен: все знают, что журналисты любят врать и передергивать - и в то же время верят каждому слову.
А что же на этой страничке? А там - корявый текст, какой обычно бывает у российских старшеклассников. И говорит этот текст не о тлетворном немецком влиянии и ядовитых всходах "лихих девяностых", а о банкротстве нашей системы среднего образования. В первую очередь в части русского языка и истории. В том числе и потому, что текст этот наверняка заранее просмотрел учитель - и не нашел в нем "ничего такого".
Мысль в основе, видимо, лежит более или менее здравая ("видимо", потому что понять идею корявого текста бывает нелегко). Война - это плохо, на войне гибнут люди, которые хотели просто жить и радоваться жизни. Кто ж с этим будет спорить? Случается так, что ты взрослеешь, дружишь с ровесниками, встречаешься с любимой девушкой, гордишься своей страной, искренне считаешь ее самой лучшей в мире, восхищаешься великим фюрером, который поднял Родину с колен... а потом бац! - и склеиваешь ласты где-то в лагере для военнопленных в тысячах километров от родного города. А твои потомки стесняются вспоминать о тебе. Урок, весьма актуальный и сегодня, и явно не только для немцев.
Но как эта мысль выражена! "Я увидел могилы невинно погибших людей"... В русском языке словосочетание "невинно погибшие" по отношению к солдатам практически не употребляется. Не только к вражеским, даже к своим. Я ни разу не видел, чтобы кто-то писал о русских солдатах, "невинно погибших" при штурме Измаила или в "Битве народов" под Лейпцигом. Не потому, что они в чем-то глубоко виноваты перед человечеством, а просто потому, что так по-русски не говорят. "Невинно погибшие" - это, например, женщины и дети блокадного Ленинграда. Даже солдат - защитников города назовут "героически погибшими".
Чтобы понять это, нужно иметь элементарное чувство языка. И когда словосочетание "невинно погибшие" применяется к солдатам вермахта - безобидное, в сущности, выступление действительно превращается в покаяние. Как если бы немецкие солдаты мирно гуляли по приволжским степям, а злые русские запрятали их за колючую проволоку и заставили принять мученическую смерть. И в этом плане возмущение российской общественности вполне понятно и справедливо.
Однако хотелось бы задать возмущенной общественности вопрос: стоит ли удивляться тому, что рядовой российский школьник не понимает, почему солдат вермахта нельзя называть "невинно погибшими"? У нас вот недавно целому министру культуры всем миром объясняли, почему в Петербурге не может быть мемориальной доски Маннергейму. Так и не смогли объяснить.
И еще одно, последнее замечание. Вся эта история наверняка будет использована (уже используется) для того, чтобы заявить о необходимости усилить так называемое "патриотическое воспитание" (разумеется, с привлечением дополнительных финансовых средств). Эффект, как легко догадаться, будет противоположным - молодежь будет попросту тошнить (уже тошнит) от казенщины. Не пропаганду надо усиливать, а накопившиеся проблемы в системе образования решать. Но это, разумеется, работа сложная, кропотливая, дорогая, а потому непопулярная. А значит, впереди нас ждет еще много чудных перлов, касающихся как нашей, так и чужой истории.
|
</> |