Похвала, от которой лучше воздержаться

- Да, красавчик!
- Лапочка! Котик!
- Какие красивые глазки! А как мы топаем ножками? Ах, вот как мы топаем ножками!
- Прелестный мальчик!
Несколько добросердечных тетушек вдохновенно расхваливали мальчика, который заливисто смеялся, окруженный всеобщим восхищением. В целом он понимал, что к нему относятся благожелательно, но о том, что явилось причиной такого восторга, он не догадывался.
Его мать, непроизвольно польщенная оценками тетушек, невесело улыбалась. Как большинству родителей, ей было приятно слышать комплименты, адресованные ее ребенку, но идиллию портил сидящий рядом сверстник ее сына, на которого тетушки не обращали никакого внимания. В то время, когда ее сын блистал пухлыми щечками, красивыми глазками и топающими ножками, мальчик по соседству просто читал книгу.
Когда восторженная суета вокруг ребенка, так и не овладевшего навыками, соответствующими возрасту, стихла, мать осознала, что других достоинств, кроме щечек и глазок, у ее сына, вероятно, не будет никогда. Его удел – оставаться «прелестным мальчиком», «лапочкой» и «котиком», в то время как его здоровые сверстники будут без аплодисментов получать знания и опыт.
- Не грусти, - попытался утешить ее внутренний голос, - твой малыш очень нравится людям! Он на самом деле очень мил! Посмотри, какие у него глазки… щечки… ножки…
Удивительно, но иногда похвала и восторг могут причинить больше боли, чем удовольствия. От каждого возраста и социального статуса мы ждем определенных достижений, и стремление расхваливать за то, что не соответствует ни возрасту, ни положению, неожиданно становится если не оскорблением, то насмешкой.
Представьте ученого, который рассказывает коллегам о своем открытии. Вероятно, он рассчитывает на обсуждение и (в идеале) на похвалу его исследовательских побед? А если аудитория, выслушав научный доклад, отметит лишь его элегантный костюм? Или вспомнит о том, что докладчик умеет виртуозно резать арбузы? Да, безупречный костюм и аккуратно нарезанные арбузы сами по себе достойны похвалы, но они столь несущественны для статуса ученого, что их упоминание прозвучит как издевательство.
Если бы оппоненты отметили глубину и логичность выводов, проницательность и широту ума, к которым добавили прочие достоинства оратора, похвалы могли бы порадовать ученого, так как они были бы присоединены к существенным качествам, важным для научной деятельности.
Мне кажется, что иногда лучше вообще воздержаться от похвалы в адрес восьмилетнего ребенка, чем с искренним восторгом отмечать то, что составило бы честь младенцу.
А что касается научных споров…
Недавно я была свидетелем такой ситуации: докладчик закончил выступление и с нетерпением стал ожидать оценок своего труда. Поскольку его исследование было проведено корректно и грамотно, нашлись те, кто испытал зависть. Сказать о ней открыто, разумеется, никто не решился, но уколоть молодого ученого было соблазнительно… И тогда завистник дал высокую оценку… презентации, сопровождавшей сообщение. Если бы он промолчал, было бы лучше, поскольку подчеркнутая и изолированная от прочих качеств хвала графическому дизайну принижает научную работу, и такая косвенная критика более болезненна, чем прямой выпад оппонента.
|
</> |