Кто поможет матери больного ребенка?
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Я уточнила, в чем выражается это отвержение, и мать сказала, что "ребенка не берут в обычную школу". После короткого обсуждения причин, из-за которых мальчик не может обучаться в "обычной школе", женщина самостоятельно пришла к выводу, что препятствия созданы не обществом, а болезнью.
Чем больше я беседовала с матерью, тем очевиднее становилось, что у нее имеются серьезные и давние эмоциональные расстройства, обусловленные рождением больного ребенка. Удивительно, но эти расстройства, изучаемые более столетия, не всегда учитываются специалистами, работающими с ребенком.
Психотравмирующее воздействие рождения психически больного ребенка на родителей весьма подробно исследовали за рубежом, где, как обоснованно считается, к лицам с отклонениями в развитии отмечается более толерантное отношение, чем в нашей стране. Еще в 1948 году М. Стоун (М. Stone) описал неадекватное родительское поведение, возникшее в связи с нарушениями в развитии ребенка. Многие авторы более полувека назад характеризовали рождение ребенка с отклонениями как выраженный физический, финансовый и эмоциональный стресс.
Большинство семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии, проходит определенные этапы приспособления к проблеме, но весьма часто это приспособление оборачивается собственными нарушениями, широкий диапазон которых (от невротических до психотических) также описан зарубежными авторами.
Ситуация рождения ребенка с отклонениями как психотравмирующая, затрагивающая значимые для личности матери ценности, была охарактеризована в России еще в середине 1970-х годов! Спустя десятилетие было установлено, что наличие ребенка с инвалидизирующим заболеванием не только истощает мать, но и повышает ее ригидность, конфликтность и эмоциональную нестабильность. Исследований, посвященных проблеме деформации личности матери наличием больного ребенка (преимущественно - умственно отсталого), множество, однако до сих пор специалисты сталкиваются со значительными трудностями во взаимодействии с матерями. Пути, как снизить агрессивные проявления родительского горя, известны, но идти по ним в одиночку специалисту крайне сложно, а отработанной системы помощи не только ребенку, но и матери, как не было, так и нет. Вся семейная терапия либо проводится на платной основе, либо держится на личном энтузиазме специалистов. Увы...
Правда, на одном из недавних семинаров было высказано такое мнение: матери умственно отсталого ребенка невозможно помочь в принципе, потому что единственное, что ее могло бы утешить - "нормализация" интеллекта сына или дочери - никогда не произойдет. Высказавший мнение заметил, что колоссальные усилия, затраченные на оказание кризисной помощи матери, если и дадут, то - минимальный результат, поскольку таким матерям нужно "чудо", которое не способен сотворить никто.
В рамках той же дискуссии было сказано, что к людям с отклонениями как к не способным обеспечить себе необходимый материально-экономический и социальный уровень жизни всегда относились отрицательно, и сейчас это отношение не изменилось - о нем лишь перестали говорить... Неужели это так?
|
</> |