Похороны без гробов (Ялта, декабрь 1919)
d_v_sokolov — 07.08.2025
Меня периодически упрекают, что, дескать, излагаю все однобоко,
описывая "белый" период истории Крыма. Мол, хоть и упоминаю об
имеющихся социально-бытовых проблемах в регионе, но мало что о них
размещаю.
На самом деле проблем была масса: и перебои с электроснабжением, и
с транспортом, и с товарами. Высокий уровень преступности. Левый
терроризм. Эпидемии. Инфляция.
Много чего было. И об этом честно будет сказано в книге о Южном
береге Крыма, что пишется (возможно, будет отдельно по белому
периоду книга в перспективе, т.к. по одному ЮБК материалов — много.
Никак не на главу). Но эти явления не надо абсолютизировать. И не
будет верно утверждать, что с ними не пытались бороться по мере сил
и возможностей.
Тем не менее, расстройство логистики и экономических связей -
приводило в т.ч. к таким вопиющим фактам, как описано в публикации
"Похороны без гробов" (Ялтинский вечер, № 110, 3 декабря 1919). Что
в силу нехватки лесоматериалов, необходимых для изготовления гробов
— захоронение людей по христианскому обычаю стало невозможным либо
крайне затруднено.
Здесь - наглядная иллюстрация деформации жизни в условиях смуты и
военных действий. Также это пример последствий эпидемий (в 1919 г.
свирепствовал тиф, потом началась холера).

Но, повторимся, здесь видно, что проблему пытались разрешить - в т.ч. путем согласований с духовенством, общественных обсуждений. Т.к. для нормальной государственности важно так или иначе учитывать обратные связи. Мнение Церкви, мнение общества. Особенно в такой деликатной теме как похороны.
Советская же сторона никогда столь не заморачивалась с вопросом. Когда люди массово умирали от голода — их тела просто сваливали в общие ямы, в гробах и без (часто — без). И не утруждали себя нравственными дилеммами. А уж об отношении ранних большевиков к смерти и погребению здесь было написано много. И, возможно, будет написано еще.
Пока же — предыдущее (что называется, почувствовать разницу на контрасте):
Красная некромантия
"КРАСНЫЕ ПОХОРОНЫ". НОВАЯ ПОХОРОННАЯ ОБРЯДНОСТЬ В МОЛОДОЙ
СОВЕТСКОЙ РОССИИ
“Все, что сделано нами, сделано для крематория”
Красный Танатос: некросимволизм советской культуры
Советская гражданская обрядность как элемент гонений на
Русскую Православную Церковь
Величие советской идеи: хоздвор на месте
могил
Советская модернизация 1930-х гг.: школа и ясли вместо
христианского кладбища
|
|
</> |
Какие бывают подшипники: обзор шариковых, роликовых и игольчатых моделей
А ведь когда-то было и такое...
Энре Ади и Nautilus Pompilius — Князь тишины — этот день в блоге
Лондон - источник всех проблем...
Пахнет осенью...
Варшава
Отдых перед вылетом
Классический поп
Обложки журнала «The New Yorker» 1931 года

