Жизнь бы проложила дорогу...

Наследуя советскому пропагандистскому нарративу, современные левоориентированные авторы транслировали и далее пытаются рассуждать в стиле: вот, непонятно, за что белые воевали, при этом в случае их победы наступил бы ужас-ужас-ужас.
На самом деле в данном вопросе все предельно прозрачно. И с магистральными целями, и с примерными результатами после их достижения.
Программный документ генерала А.И.Деникина, «За что мы боремся?»:

Все черным по-белому:
«I. Уничтожение большевистской анархии и водворение в стране правового порядка.
II. Восстановление могущественной Единой и Неделимой России.
Ill. Созыв народного собрания на основах всеобщего избирательного
права.
IV. Проведение децентрализации власти путем установления областной автономии и широкого местного самоуправления.
V. Гарантия полной гражданской свободы и свободы вероисповедания.
VI. Немедленный приступ к земельной реформе для устранения земельной нужды трудящегося населения.
VII. Немедленное проведение рабочего законодательства,
обеспечивающего трудящиеся классы от эксплуатации их государством и
капиталом».
Как видим, программа предельно понятная. Даже на уровне декларации.
В ней провозглашались разумные и очевидные задачи и цели.
Восстановление законности и правопорядка в стране. Основ мирной
жизни. Не отрицалась и необходимость проведения реформ. Допускались
основы плюрализма. Даже полностью голоса "слева" не заглушались
(исключая большевиков, которые в глазах белых являлись
экстремистским сообществом и вообще аналогом ИГИЛ* — если б что-то
подобное тогда существовало).
Понятно, что в условиях военных реалий со слабо работающими
институтами контроля - многое было на бумаге и декларацией. Но
магистральная цель: ликвидация террористического режима и
восстановление правопорядка - являлась тем базисом, от которого уже
происходили все прочие императивы.
Изучение небольшевистской прессы, которая выходила при Деникине и Врангеле в Крыму — да и в других регионах — показывает очевидное.
Белые приносили всюду - пусть деформированный войной (и военными же криминальными эксцессами с их стороны) — но в основе своей - закон и порядок, который предполагал восстановление:
а) права и его институтов;
б) органов власти и местного самоуправления;
в) основ нормальной человеческой жизни — с ее пороками и добродетелями.
Представим себе клумбу, на которой росли цветы, и в которую с размаха бросили камень. Потом камень поднимают и выбрасывают вон. Цветы: многие покалечены, многие — вообще не спасти. Но оставшиеся, лишившись давящего гнета, начали распрямляться...
Эта аналогия — предельно точно характеризует то, что происходило на тех территориях, где советскую власть ликвидировали, кумач сменил российский триколор.
Восстанавливалась российская законность (включая гражданско-правовые отношения!), возобновляли работу думы и земства. Возобновлял работу транспорт. Разрушенные экономические связи между регионами также начинали возрождаться. Причем, без какого-то особого внимания со стороны верховной военной власти (у той была задача № 1 — вести наступление на Москву).
В крымской прессе белого и в целом антибольшевистского периодов - я вижу это отчетливо. Мрака, как изображал советский агитпроп — в регионе не было. Была ЖИЗНЬ, деформированная войной. Это проблемы, серьезные проблемы. Много проблем. Которые можно перечислять очень долго. Тем не менее, раны залечивались. Нужно было лишь время.
И когда сейчас иные красные грантоеды рассказывают, как Советы
после военной победы в Гражданской войне (а победить проблемные в
плане организации и прочего силы противников — это такая себе
победа. Идейно-то не разбили, а наоборот — со временем стали кой-что усваивать из столь активно и
старательно оплевываемого и стигматизируемого ими дореволюционного
прошлого) - что-то там развивать начали - это тотальная
фальсификация истории.
Как и утверждения, что только после торжества "ленинской правды" на
территории бывшей Российской империи - там начало что-то
восстанавливаться и благоустраиваться...
Почему при СССР не были доступны газеты деникинского и
врангелевского периодов?
Да потому что кроме разгромной критики большевизма, они - в формате
новостей дня - показывали, что как-то при генерале Антоне Ивановиче
Деникине - внезапно так: восстанавливал работу транспорт;
налаживались разорванные связи меж городами; возобновляли работу в
т.ч. социальные инициативы и проекты. Да, социальные в том числе.
Причем, нередко эти инициативы были результатом здоровой
гражданской активности (помощь сиротам, помощь раненым и
инвалидам).
Таким образом: ликвидация советской власти — давала основу для
будущего возрождения. Жизнь бы сама нашла выходы.
И когда Деникина критикуют за его Московскую директиву — это и
справедливо, и одновременно нет. Генерал, любящий Россию - поставил
все на кон по принципу: мы наступаем, продвигаемся как можно дальше
а там жизнь сама наладится.
Его оппонент Врангель говорил: нет, мы должны наводить порядок в
тылу...Прав оказался Врангель. Но опять же — пока Деникин наступал,
и города сыпались к его ногам один за одним - чем дальше от фронта,
тем очевиднее было стремление снизу - восстановить хотя бы основы
жизни. Банально - чтобы можно было поехать из города в город.
Чем дальше от фронта, тем более (пусть и с чудовищными проблемами в социальной, экономической и бытовых сферах) — жизнь стремилась к уврачеванию нанесенных ран.
Пресса того периода также позволяет примерно смоделивать, что б ждало страну в случае военной победы белых.
Определенно: разруха сказывалась бы первое время, но ее
преодолели б быстрее. В т.ч. благодаря низовым инициативам и
иностранным инвестициям. Ибо — бизнес всегда проложит связи и
логистику. Советы-то ввиду изоляции своей так лютовать в т.ч.
начали потому, что когда предложить пряник нельзя - только и
остается - что щелкать кнутом.
В варианте белых (а там даже при Врангеле - не сформировалось
полноценной генеральской диктатуры) - восстановить экономику
получилось бы быстрее. Может быть, не было б гигантов
индустриализации - но в плане снабжения продовольствием ситуация б
выровнялась более гармонично, чем при Советах.
Не были б разрушены многие православные святыни. Люди, которых в нашей реальности убили, и мы даже толком не знаем их судеб — были бы живы и приносили пользу стране.
Иной формат отношений государства и социума. Иное все.
Неблагодарное дело заниматься альтернативной историей, но материалы прессы тех лет дают обильную почву для размышлений — как бы могли далее развиваться события, сложись все иначе.
Более того — в газетах того времени можно встретить и рассуждения на эту тему. Да, в прогнозирование и альтернативную историю умели и тогда! Например, о возможном развитии социума после свержения большевизма писали без радужных иллюзий. Что предстоит большая и долгая созидательная работа. А на изживание духовных последствий Смуты уйдут, вероятно, и годы (и это ведь оптимистично: т.к. писавшие были уверены, что с большевизмом вопрос решен. Вариант нашей реальности был просто непредставим. Более того — он воспринимался непредставимым и теми, кто уже вынужден был жить в реалиях восторжествовавшей ранней советской власти — что это кошмарный сон, и еще вот-вот — и морок спадет, и перед глазами будет истинная реальность...но этого не происходит).
А про альтернативную историю мне в «Ялтинском вечере» попалась подробнейшая передовица, где автор выстраивал контуры мира, где не случилось ни Февраля, ни Октября 1917 г.
Так что умели и прогнозировать, и строить альтернативы уже тогда, в 1919-м.
Посему — публикация выдержек из прессы белого периода будет продолжена. Многое оттуда (стихи, фельетоны, статьи) просто заслуживает того, чтобы им была дарована новая жизнь. Это должно уйти в сеть, а оттуда, несомненно, и дальше.
|
</> |