Поездка по Русскому Северу летом 2022г. Часть XVIII. Соловки. От Медвежьегорска
architectstyle — 07.07.2023Выехав из Медвежьегорска ни свет, ни заря мы относительно комфортно докатились до поворота с трассы на Кемь. В прочем, почему «относительно»? Большую часть пути мы ехали по прекрасной и пустой дороге, ибо дальнобои-фуроводы ещё не проснулись — ляпота.
По дороге Павел Валерьевич и я объясняли Любови Александровне и Анастасии Павловне чем отличаются леса юга Карелии от лесов севера. Почему-то мы старались делать это максимально наукообразно и иллюстрировать примерами, просто тыкая пальцем в окно, благо наглядное пособие росло вдоль трассы.
Но вот и поворот на Кемь. Сколько раз мы с Павлом проезжали его, то отправляясь на реку, то возвращаясь с реки. Как-никак любимые станции водников: Кемь, Лоухи, Кандалакша.
После поворота асфальт оказался не хуже, чем на трассе. Вот тут у нас лица и вытянулись — такого мы в Кемской волости © точно не ожидали. Наши организмы подсознательно готовились трястись на колдобинах, а тут опять Швейцария — вот до чего довёл планету этот фигляр ПЖ!
Но вот горка, поворот и здравствуй, посёлок с оригинальным названием 14-км шоссе Калевала! А с ним и колдобины — есть, есть стабильность на свете! До Рабочеостровска наши зубы привычно выбивали мотив «Тыгыдым, тыгыдым, тыгыдымский конь!». Даже на душе легче стало — всё как 6, 7, 10, 15 лет назад. Но, справедливости ради, надо сказать, что и на этой дороге, и в самой Кеми, и на дороге от Кеми до Рабочеостровска работы идут. Так что следующим летом и этот участок культовой карельской дороги канет в Лету, сменившись космополитично-ровным асфальтом. Вот уж не заплачу!
Ну а мы прибыли в Рабочеостровск. Прямо на причал. Кое что изменилось. Например, беседки 11 лет назад не было. А вот церковь была. А вот дорога и парковка, как были эпическими говнами, так и остались. И морем пахло так же...
Церковь, как вы поняли, новодельная из оцилиндрованного бревна, но смотрится, право неплохо. Даже прослеживается некая стилистическая преемственность с традиционным северным деревянным зодчеством, что не может не радовать.
А в порту ничего не изменилось, разве что причал ещё больше сгнил.
Но, наконец появился по-поморски окающий капитан катера, на котором нам предстояло идти на Соловки. Мы решили не связываться с теплоходом и переплатить за скорость — очень не хотелось плюхать почти 3 часа.
Погрузились резво. В лодке оказалось неожиданно удобно, 80-сильная Ямаха на корме обещала прогулку с ветерком. Кэп отдал швартовы и мы двинулись. Пока малым ходом. Появились знакомые по прошлому визиту на Соловки пейжажи Рабочеостровска: церковь старая и церковь — декорация к фильму «Остров».
Старая церковь вполне прадиционна для этих мест. Рубленная в три клети: алтарная, четверик и трапезная, увенчанная одной главкой и крытая тёсом, она кажется неотъемлемой деталью пейзажа, не рукотворным, а природным объектом, как и все деревянные церкви Русского Севера.
Вообще, в Кеми и окрестностях есть что посмотреть, но никак не у нас это не срастается. Надеюсь, когда-нибудь срастётся.
Декораторы настолько хорошо выполнили свою работу, что бутафорская церковь выглядит, как настоящая заброшка. Местному населению тоже понравилось — именно жители Рабочеостровска не позволили разобрать этот реквизит по окончании съёмок.
Но вот мы вышли из акватории порта, капитан прибавил газу и лодка полетела по Кемской губе...
Мимо островов.
И выбралась на простор, на удивление спокойного, Горла Белого моря.
Всю дорогу нас терзали нехорошие предчувствия — в одно время с нами на Соловки собирался патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Ничего не имею против его святейшества, но вот пересекаться с ним в пространстве и времени, я не имею ни малейшего желания. Как и с любым ВИПом. Нудобно знаете ли: кругом всё закрыто по соображениям безопасности, отовсюду гоняют, злющая охрана норовит произвести тебе анальное зондирование — ну его козе в трещину!
А тут наши подозрения ещё больше укрепились — на рейде Соловков стоял военный корабль. Грёбаный Экибастуз! Явно ведь для обеспечения ПВО островов. Похоже, не только патриарха тут ждут, а мы сможем невозбранно осматривать только снятое жильё. Засада!
Однако, делать нечего — «уплочено», да и добираться обратно в Рабочеостровск вплавь — так себе идея. И потому, смирившись с неизбежным, мы смотрели как мимо проплыл сначала остров Пёсья Луда, потом Игуменский и, наконец, Бабья Луда. Вот и всё — мы вошли в бухту Благополучия.
Надо сказать, нам повезло. Нас высадили на причале Хета в самой бухте Благополучия, а ведь могли и на причале Тамарин, который значительно дальше. Нет, хотелось бы, конечно, на Монастырском причале, но к нему швартуется только суда монастырского флота.
После беглого яндексения выяснилось, что арендованная нами обитель расположена на другой стороне бухты. Подхватили вещи и топа-топа.
А теперь я расскажу о достопримечательностях, встретившихся нам по дороге. Оцените их плотность на квадратный километр площади. Итак, первой нам по дороге попалась часовня святителя Филиппа Московского.
Построена она в середине XIX века при архимандрите Димитрии, на месте старой — деревянной, в честь много потрудившегося во славу обители святителя Филиппа. Поставлена она северо-западнее стен монастыря, на месте впадения в залив ручья из внутреннего островного озера, Банного, или Гагарьего. Именно отсюда отчаливал корабль, на котором в 1652 году при патриархе Никоне отбыли в Москву мощи Московского митрополита, а прежде Соловецкого игумена.
Раз! Ставим псису и идём дальше.
Дальше у нас оказалась сначала снежно-белая соловецкая Котя,
а потом прокат велосипедов и деревянная будка, содержащая внутри электрическую водоразборную колонку, больше похожую на деталь космического корабля, а снаружи всю деловую жизнь архипелага.
Одиннадцать лет назад в этой будке располагалось интернет-кафе и она сверкала свежей синей краской. Ну, так гласила вывеска — само заведение было закрыто на замок. В любом случае, больше двух посадочных мест в будку точно не засунуть, а администратор должен был бы находиться снаружи, но чего только на свете не бывает.
Рядом водно-рекламной будкой гнездился велопрокат.
Одиннадцать лет назад велопрокатов было много, но мелких. Создавалось впечатление, что мы где-то в голландской глубинке — с пиррса я тогда увидел то ли 5, то ли 6 пунктов проката. А вот в 2022 году, строго в рамках единственно верного учения, монополистический капитал победил и подмял под себя неудачливых конкурентов. Павел Валерьевич приценился и остался недоволен. Вроде бы и не грабительски, но как-то дороговато. Словом, налицо имелась максимальная цена, которую массовый потребитель готов был платить. Видимо, скоро капитал, пользуясь монопольным положением, начнёт выжимать из потребителя последние соки... Словом,
Вставай проклятьем заклейменный ,
Весь мир голодных и рабов !
Кипит наш разум возмущённый
И в смертный бой вести готов.
Весь мир насилья мы разрушим
До основанья , а затем
Мы наш мы новый мир построим,
Кто был никем тот станет всем!
Что-то меня не туда несёт... Вернёмся к нашим баранам. Пока Павел Валерьевич приценялся, я залип. Наглухо. Вот перед этим:
Как тебе такое, Илон Маск? © Вишня на острове всего в 160 км южнее Полярного круга! Славном, к тому же, чудовищными ветрами. Много. Крупная. Спелая! Ну и что, что во второй половине августа — вызревает же! Словом, слава Мичурину и мичуринцам!
Однако, надо было топать — мы прибыли на остров в обед и у нас имелись планы на вторую половину дня. Так что меня без жалости, но и без излишней жестокости отлепили от вишни и погнали в нужном направлении. В горку к гостинице Петербургская и управлению музея-заповедника не хотелось, и мы решили срезать через Монастырский причал.
Первым нам по дороге встретился Музей Школы юнг Северного флота и памятник юнгам рядом с ним. Само здание музея снаружи ничем не примечательно — обычный ангар из сэндвич-панелей. Другое дело внутри, но это не по теме сообщества, так что, кому интересно, прошу сюда. А вот памятник интересный и берущий за душу.
Памятник открыт в 2018 году. Авторы проекта: скульптор Сергей Сюхин и архитектор Дмитрий Яскорский. Постаментом памятнику служит, почти скрытый на фотографии венками и цветами, валун, найденный на месте одной из землянок, где во время Войны жили юнги.
А мы выкатились на Монастырский причал. И удивились — там было черно от флотских мундиров. Пирс оккупировало до роты курсантов, причём, старшекурсников. «Мицы» (фуражки) вместо «бесок»(бескозырок) на головах, отсутствие форменок и гюйсов — отложных матросских воротников намекали на этот факт, а россыпь «галок» — курсовых нашивок на рукавах, не оставляло в этом факте ни малейшего сомнения.
Будущие Ушаковы и Нахимовы разомлели на солнышке (север, блин, предверие Северного Полярного круга — +29°С) и со всем энтузиазмом разлагались: кое-кто тупил в телефоны, большая часть просто дрыхла, а оставшиеся лениво и бездумно пялились вокруг. Пасли курсантов два столь же разомлевших кап-два и несколько мичманов.
И тут нас настигли две просто отличные новости:
- Патриарх не приехал и не приедет;
- В море стоит не СКР, обеспечивающий ПВО острова, а учебный корабль Балтфлота «Смольный», зашедший на Соловки в рамках учебного похода, для участия в торжествах по поводу годовщины Андреевского флага и юбилея Соловецкой школы юнг Северного флота.
Урра! Меры безопасности отменяются! Можно на бегу щёлкнуть монастырь! Мы туда попадём!
И мы радостно потопали дальше. И вышли к Соловецкому Кремлю. Вот тут:
Потом мы увидели часовню св. благоверного князя Александра Невского. Точнее, не потом, а сразу, но должна же быть в изложении какая-то очерёдность?
Построена часовня 1858 году, рядом с разрушенным ныне Царским причалом, в память посещения Соловецкого монастыря императором Александром II. Присмотритесь, её венчает не главка, а стилизованная императорская корона. Архитектор неизвестен.
На пол пути от Царского причала до Святых врат раньше стояла ещё одна часовня — Просфорная, но во времена СЛОН (Соловецкого лагеря особого назначения) её взорвали. С этой часовней связана одна легенда. Якобы, в давние времена, паломник обронил часть просфоры. Бродячая собака нацелилась сожрать упавший кусочек, но тот сам собой вспыхнул неестественно ярким пламенем и досмерти перепугал пса. Это было сочтено знамением и всех шариков-бобиков изъяли у хозяев или переловили и вывезли на остров на входе в бухту Благополучия, который с тех пор носит название Пёсья Луда. До Революции допуск собак на Соловецкие острова был запрещён — псов следовало оставлять в приюте на Пёсьей луде, где о них заботились специально приставленные к этому делу монахи. Ныне этот запрет снят, но на территорию монастыря и скитов собак по-прежнему не пускают.
От часовни я бросил взгляд назад, чтобы запечатлеть Монастырский причал и находящуюся в вечном ремонте Преображенскую гостиницу — снимать её находясь на пирсе явно не стоило — курсанты и их командиры могли не так понять. Нам это надо?
Одиннадцать лет назад она находилась в столь же безрадостном состоянии. Правда, сейчас её обнесли модным зелёным забором из профнастила, а леса, конструкции опалубки для перекрытий и свежая кирпичная кладка на карнизе здания внушают надежду, что дело, наконец, сдвинулось с мёртвой точки.
Спасать там есть что. Во-первых, гостиниц на Соловках не хватает — народу не просто много, а очень много, а с учётом планов улучшения логистики в зимнее время, чтобы на архипелаг не только самолётом можно было долететь, потребность в них станет круглогодичной. Во-вторых, это памятник архитектуры.
Построена гостиница была в 1864 году в стиле русского классицизма из большеразмерного «соловецкого» кирпича, произведённого на самом архипелаге по оригинальной рецептуре. Декорирована скромно — тяги и сухарики, но писателю и военному корреспонденту В.И. Немирович-Данченко (брату того самого) нравилась, а сомневаться в его художественном вкусе у меня оснований нет. Архитектор опять же неизвестен — среди братии хватало талантливых людей.
Если повернуть голову налево, то мы увидим Навигационный крест.
Крест был изготовлен в соловецкой кресторезной мастерской местным мастером — Георгием Кожокарем в 2002 году.
Весит крест больше 200 килограмм, на его изготовление ушло полгода, а на его поверхности нанесено более 170 изречений о Господнем кресте.
Работы по установке креста начались в 2003 году, и окончательно он был установлен в 2004.
В 2011 году он уже был таким же — изысканно серым и элегантно покосившимся. Правда, тогда на удерживающем крест ряже, лежала наглая нерпа и цинично помахивала ластами. Вообще зверьё на архипелаге людей не боится — охота тут запрещена лет 500, с перерывом на времена СЛОНа и тех времён, когда Соловками распоряжался флот. С 1980-х охота на архипелаге снова запрещена — заповедник.
Да, Навигационный крест стоит тут не для красоты. Он отмечает мель, совершенно некстати обосновавшуюся посреди бухты. Хотя, красоты пейзажу он тоже добавляет — не отнять.
А мы топа-топа дальше. К Прядильной башне.
А рядом с ней росла стояла ещё одна часовня. На этот раз
апостолов Петра и Павла. Вокруг неё естественнейшим образом паслись
упитанные коровы рыже-пёстрой породы. Для Соловков это нормально,
так что смотрите под ноги.
Часовня апостолов Петра и Павла была построена в 1855 году в память о двух визитах императора Петра Великого на Соловки. Архитектор традиционно неизвестен, но, подозреваю, что все три создал один и тот же человек. Возле управления музея-заповедника расположена ещё одна часовня — Константино-Еленинская, исполненная в том же стиле. Думаю, и она творение того же неизвестного архитектора.
Ну а мы двинулись дальше. Мимо уникального гидротехнического сооружения — монастырского сухого дока.
На фотографии хорошо видно, что он представляет из себя довольно приличных размеров бассейн, стены которого облицованы гранитными плитами и необработанными валунами, а также равную ему по размеру площадку, расположенную на небольшой высоте над уровнем моря. На западе док имеет выход в бухту Благополучия, с востока в него впадают два канала: один из водосборника, второй, проходящий под зданием монастырской ГЭС.
Создание сухого водоналивного дока связано с развитием морских служб монастыря. На рубеже XVIII-XIX веков. существовавшая монастырская карбасная служба уже не справлялась с объемом работ и к 1801г. была выстроена небольшая верфь «для постройки новых и починки старых» судов. Принцип работы дока был прост до гениальности: при закрытии створок, связывавших его с морским заливом, вода, за счет естественного перепада высот между Святым озером и морем, начинала подниматься. Благодаря этому затапливалась соседняя с бассейном площадка, и на стоявших там стапелях было возможно закрепить судно. При открытии створок вода спускалась, и можно было заниматься починкой судна, надежно закрепленного на суше.
Первая перестройка дока произошла уже в 1828-1830гг., однако, наиболее масштабные работы проходили с 1844 по 1846гг., после которых он принял современный облик. Под руководством соловецкого монаха Григория док был значительно увеличен, его стены выложены валуном, устроено новое деревянное русло.
Последние работы над доком происходили в 1880г., когда были проведены дноуглубительные работы, реконструкция мельничного канала, а также замена подшипников в механизме ворот.
Сейчас док используется, как стоянка для маломерных судов, но в планах заложено восстановление и использование дока по назначению.
А слева по ходу нашего движения от дока краснели кирпичом и серели валуном остатки монастырской электростанции. На вид — сарай-сараем, но глупо ждать особой эстетики от столь утилитарного здания.
Кстати, оценили изобретательность и техническую продвинутость монахов? Сухой док, система мелиоративных, водоводных и судоходных каналов (о ней будет отдельный пост), гидро- и дизельэлетростанция, мельница и портомойня (прачечная) оригинальнейшей конструкции, паровой флот...
Интересные магистратуры, для остальных монастырей не характерные на Соловках водились: отец механик, отец электрик, отец генераторщик, отец дизелист, отец гидрограф и находящиеся у него в подчинении отец маячник и отец бакенщик. Временами случались ещё отец пороховщик и отец пушечник — среди монахов всегда хватало отставных военных в разных чинах. Даже генералы водились регулярно.
Но вернёмся к электростанции. Строили её 3 года. С 1909 по 1912 годы. Связано это было с тем, что монастырь, стремясь получить лучшее оборудование, несколько раз менял поставщика и здание приходилось перестраивать. Имя архитектора традиционно неизвестно.
На электростанции было установлено оборудование фирмы Siemens & Halske. Да, связи Сименса с Россией имеют давнюю историю — то-то он, официально уйдя из России, лезет обратно со стороны Китая.
Но я отвлёкся. Мощность электростанции составляла 40 кВт. Есть противоречивые сведения о масштабах электрификации Соловков в доревлюционную эпоху, в частности упоминается, что к 1912г. освещались все монастырские учреждения и братские кельи, что может говорит, о более ©раннем начале функционирования ГЭС. А возможно, часть помещений запитывалась дизельэлектростанции, которая на Соловках тоже существовала.
Сейчас электричество на архипелаге вырабатывается дизельэлектростанцией, так что её гул преследует всегда, особенно ночью. В прочем, кого преследует, а мне по барабану — я перестал замечать его через пол часа.
Сейчас решается вопрос чем заменить дизельную электростанцию. Питающий кабель по дну моря понятно, но так потребителей первой и второй категории не запитать — нужна своя генерация. Норвежцы предложили построить ветроэлектростанцию, но наши энергетики этот проект раскритиковали — недостаточно стабильно. Ну а после 24 февраля 2022 года эта затея и вовсе пошла по женской линии. И внезапно всплыл проект реанимации монастырской гидроэлектростанции и строительства ещё нескольких мини ГЭС, благо, даже водохранилища строить не надо — монахи постарались. Ну и, говорят, приливная электростанция тоже рассматривается. Так что Соловецкие острова могут стать чуть ли не энергетически избыточными. Правда это или нет не знаю — за что купил, за то и продаю.
А вот посёлок преображается на глазах. Основные дороги выложили дорожными плитами и весьма гладко, но, говорят, что это временно — везде будет полноценный асфальт, кроме, исторических грунтовых и мощёных булыжником дорог — они памятник истории. Бараки сносятся, а на их месте строятся двух- и трёхэтажные многоквартирные дома довольно приятной архитектуры, насколько я могу судить. Расширяются школа и детский сад — их вообще объединяют в единый образовательный комплекс. Аэродром реконструируется. Больницу отремонтировали и обновили всё оборудование. Приятно посмотреть, в общем. Но работы ещё много и планы наполеоновские — мы внимательно читали стенды возле нового корпуса общественно-культурного центра. Дай бог, чтобы исполнилось!
Ну, а мы тем временем пришли. Нашим взорам предстал очаровательно серый двухэтажный деревянный барак с печным отоплением.
Ключ, как и говорила хозяйка, оказался в почтовом ящике со снеговиком — нас такая патриархальность умилила. На материке такого уже лет тридцать не встретишь.
Мы бросили вещи и... Думаете, рухнули плашмя после стольких часов в дороге? Ёжик, это не наш метод! © Мы отправились гулять!
|
</> |