Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От

топ 100 блогов vodnik_t20.09.2024

Глава XII. Ильинская церковь изнутри. Придел Трёх святителей (Гурия, Самона и Авива), придел Положения Ризы Христовой.

01. План церкви Ильи Пророка.
01. План церкви Ильи Пророка.

Маленький придел Трех святителей, он же Северный также был расписан, но уже в начале XVIII века. Его фрески несколько суше и выполнены, видимо, второстепенными мастерами. 

И туда не пускают. Совсем. Так что могу показать только дверь.

02. Вход в придел Трёх Святителей с паперти (галереи).
02. Вход в придел Трёх Святителей с паперти (галереи).

Первоначальный иконостас был тябловым (за ныне существующим сохранились расписные брусья).

Иконостас смешанный: два нижних яруса - иконы, два верхних - написаны на стене (пророки и праотцы). Иконостас расписной, поздний - XIX века. В него были включены древние царские врата XVI века, с низкой барельефной резьбой, указанные в описи Скрипиных как старые из деревянной церкви. Фотографий, увы, нет.

Придел Положения ризы Христовой (тот, который снаружи украшен красивейшей шатровой башней) является, как было уже сказано, небольшой самостоятельной церковью, в которой находился саркофаг с частью "ризы Христовой", присланной из Москвы в дар Скрипиным. Ворота в придел видны в перспективе. Придел для посещения закрыт. Описание привожу для общего представления.

03. Вход в придел.
03. Вход в придел.

В отличие от главного храма придел обладает особой уютной интимностью, жизнерадостностью, а по своему пространственному строю представляет собой типично русские шатровые церкви. Подобные храмы, чаще всего деревянные, строились в большом количестве на протяжении XV— XVII вв., а в северных районах России, например, в Заонежье, и в XVIII столетии.

Храм Ризположения хорошо освещен благодаря окнам высокого шатра. Яркие красно-охристые с белыми и синими вкраплениями росписи покрывают стены, поднимаясь лентами-фризами друг над другом. Они придают маленькому храму праздничность. Тема живописи — история обретения "ризы Христовой", прибытие части ее в Москву и встреча царем Михаилом Федоровичем. В эту нарядную звонкую роспись включено и полотно двери, ведущей в храм. Оно заплетено причудливыми фантастическими цветами, напоминающими многочисленные предметы нехитрого крестьянского обихода — прялки, сундучки, поставки и другие подобные изделия.

04. Интерьер Ризоположенского придела. Покрадено в интернете.
04. Интерьер Ризоположенского придела. Покрадено в интернете.

Первоначальный тябловый пятиярусный иконостас был создан вскоре после постройки Ильинского храма и служил единственным украшением Ризоположенского придела до его росписи (начало XVIII в.). Ныне существующий иконостас был выполнен по типу первоначального, в московской мастерской иконописца-реставратора М.И.Дикарева в 1904 г.

Иконостас состоит из расписного нижнего яруса и 4 рядов расписных брусьев, на которых стояли иконы. В 1904 г. тябла были расписаны темперными красками, нижний ярус - маслом. Царские врата являются также копией древних врат, выполненной в 1904 г. Врата состоят из двух створок. Вся их поверхность покрыта изящной мелкой резьбой в технике невысокого рельефа. Выпуклые участки резьбы позолочены сусальным золотом, тоновые раскрашены в синий, красный, голубой и зеленый цвета. В резьбе использованы ренессансные мотивы: опахало, цветы - пальметки, стилизованная виноградная лоза.

В иконостасе стояли 68 икон, написанных ярославскими и костромскими мастерами в 1650-60-х гг. Традиционный пятиярусный иконостас (местный ряд, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий) был дополнен небольшими вкладными иконами, размещенными над местным чином. Однако сейчас значительная часть икон, в частности праздничного, местного ярусов и вкладные иконы, утрачены.

Автором местной храмовой иконы "Положение ризы Христа" согласно описи Скрипиных является талантливый костромской художник дьякон Петр Попов Костромитин. Ему же храмоздатели заказали особо чтимые вкладные иконы "Воскресение" и "Знамение", а также несколько икон для центрального храма.

В 1830-е гг. иконы придела были прописаны темперными красками. В 1904 г. живопись икон расчищалась художником-реставратором Н.И.Дикаревым. Работы проводились под наблюдением ярославской Ученой Архивной комиссии.

В 1956 г. иконы укреплялись реставратором В.Г.Брюсовой. В 1968 г. бригада художников-реставраторов ЯСНРПМ провела работы по укрепления росписи нижней панели иконостаса.

И на этом с внутренним убранством всё или, точнее, почти всё. Осталось немного рассказать об изразцах, благо их много и внутри, и снаружи.

05. Изразцы на ограде. По-моему, сочетания изразцов на столбах не повторяются.
05. Изразцы на ограде. По-моему, сочетания изразцов на столбах не повторяются.
06. Изразцы в интерьере.
06. Изразцы в интерьере.
07. Ещё.
07. Ещё.
08. Ещё.
08. Ещё.
09. Ещё.
09. Ещё.
10. Ещё.
10. Ещё.
11. Ещё.
11. Ещё.
12. И ещё.
12. И ещё.

Ярославская архитектурная школа стала совершенно самостоятельным явлением в мировом зодчестве — уникальным, самобытным и очень красивым. В итоге, она определила не только архитектурное лицо древнего Ярославля, но и, КМК, стала вдохновителем ренессанса русского стиля, квинтэссенцией возрождения неорусского направления в архитектуре конца XIX начала XX вв. А до того ярославская архитектурная школа русского узорчья дала начало Ярославскому барокко, Торопецко-Ржевскому барокко, Осташковскому барокко и сильно повлияла на создание Нарышкинского и Московского барокко.

Неотъемлемой частью ярославской архитектуры служит керамический декор вообще и изразцы, в частности. В отличии от монохромного, по-преимуществу, зелёного — муравленного владимирского изразца, ярославский бывает очень и очень разным. Описание истории и технологии производства ярославского изразца в эту статью не влезет, и потому я отсылаю вот к этой статье. Сходите, не поленитесь — там очень интересно.

13. Отделка низа стен паперти изразцом с растительным узором.
13. Отделка низа стен паперти изразцом с растительным узором.

Наиболее ходовым мотивом ярославских изразцов была цветочная розетка, украшенная различными цветами. Выделяется шесть видов таких розеток: один из них был с шестью крупными лепестками, один — с двенадцатью и четыре — с восемью. Но не только.

14. Виды цветочных розеток в храме Ильи Пророка.
14. Виды цветочных розеток в храме Ильи Пророка.
15. Ещё.
15. Ещё.
16. И ещё.
16. И ещё.

Никто до ярославцев не применял так активно красную неглазурованную архитектурную керамику в качестве декора. Тут и разнообразные валики, арки, витые элементы — расписанные холодным способом или без какого-либо покрытия — чисто кирпичные. Первыми ярославцы применили и глазурованный кирпич — с рельефом и без него. Словом, именно изразцом русская архитектура ответила на отсутствие в наших краях цветного мрамора и иного цветного камня и ответила с блеском.

Но вернёмся к изразцам. Кроме цветочной розетки популярными мотивами также были разнообразные вазы с цветами и изображения птиц, как реальных, так и фантастических, заморские фрукты и ягоды. У каждого из сюжетов было свое значение. Грифон выступал олицетворением надежной защиты, соловей — молодости, райская птичка — мечты о светлом будущем, единорог — процветания, а птица Сирин — материнства.

Пожалуй, на храмовой ограде, построенной в 1896-1897 гг. по проекту академика А. М. Павлинова и архитектора А. А.Никифорова на деньги И. А. Вахромеева, присутствуют все символические животные ярославского изразцового бестиария. Судите сами:

Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 17.
17.
Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От 18.
18.
19. Эта леди, верхом на льве, поразила меня в самое сердце! Слона на скаку остановит и хобот ему оторвёт! :-)))
19. Эта леди, верхом на льве, поразила меня в самое сердце! Слона на скаку остановит и хобот ему оторвёт! :-)))
20. Двуглавый орёл
20. Двуглавый орёл
21. Грифон.
21. Грифон.
22. Цветочная розетка.
22. Цветочная розетка.
23. Олень.
23. Олень.
24. Неатрибутированная птица.
24. Неатрибутированная птица.
24. Скопа.
24. Скопа.
25. Птица Сирин.
25. Птица Сирин.
26. Сова.
26. Сова.

Надеюсь, зафиксировал все, но не уверен в этом. Зато уверен в другом — пары изразцов на столбах не повторяются. Это я проверил. Можно потренироваться в комбинаторике, и, зная количество сюжетов изразцов, вычислить число столбов ограды. Но, пожалуй, не будем, а закончим с церковью Ильи Пророка и побежим по Ярославлю дальше, но об этом уже в следующей главе.


Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Судебная реформа порошенко в действии: тех, кто законно противостоит произволу судей - просто убивают. После того, как полиция сообщила, что в реке было найдено тело правозащитницы Ирины Ноздровской, исчезнувшей 29 декабря, стло известно об угрозах, которые она получала в последнее ...
Ребяты, маленькая просьба, в первую очередь это касается господина zhuhell , да и не только его. Давайте в обычные дни минимизируем количество голых баб в каментах. Ну вот к чему этот зоопарк блять? Открываешь пост, а там 60% каментов состоят из фоток телок. Это чо, пиздец как креа ...
Власти Бельгии обяжут мигрантов, прибывающих не из стран Евросоюза, подписывать так называемую «клятву интеграции» — заявление о принятии ЕВРОПЕЙСКИХ ЦЕННОСТЕЙ. Предполагается, что специальное заявление будут обязаны подписать приезжающие в Бельгию на срок более трех месяцев, за искл ...
Испания: митинг крайне правых в Мадриде Euronews по-русски 19 мая 2024 г. При этом наличие  в рядах правых Джорджи Мелони и Милея показывает, насколько многоликим является правый политический фланг. ...
Крутая фотосессия от  shibuta . Судный день. Пустые дороги. Четыре невесты. Фотографы и операторы - Олег Пекар, Павел Павликов, Михаил Полканов, Даниель Шибута и Инк Соколовская ...