Поездка по Русскому Северу 2024 или рейд упущенных возможностей. Часть I. От

Глава XII. Ильинская церковь изнутри. Придел Трёх святителей (Гурия, Самона и Авива), придел Положения Ризы Христовой.

Маленький придел Трех святителей, он же Северный также был расписан, но уже в начале XVIII века. Его фрески несколько суше и выполнены, видимо, второстепенными мастерами.
И туда не пускают. Совсем. Так что могу показать только дверь.

Первоначальный иконостас был тябловым (за ныне существующим сохранились расписные брусья).
Иконостас смешанный: два нижних яруса - иконы, два верхних - написаны на стене (пророки и праотцы). Иконостас расписной, поздний - XIX века. В него были включены древние царские врата XVI века, с низкой барельефной резьбой, указанные в описи Скрипиных как старые из деревянной церкви. Фотографий, увы, нет.
Придел Положения ризы Христовой (тот, который снаружи украшен красивейшей шатровой башней) является, как было уже сказано, небольшой самостоятельной церковью, в которой находился саркофаг с частью "ризы Христовой", присланной из Москвы в дар Скрипиным. Ворота в придел видны в перспективе. Придел для посещения закрыт. Описание привожу для общего представления.

В отличие от главного храма придел обладает особой уютной интимностью, жизнерадостностью, а по своему пространственному строю представляет собой типично русские шатровые церкви. Подобные храмы, чаще всего деревянные, строились в большом количестве на протяжении XV— XVII вв., а в северных районах России, например, в Заонежье, и в XVIII столетии.
Храм Ризположения хорошо освещен благодаря окнам высокого шатра. Яркие красно-охристые с белыми и синими вкраплениями росписи покрывают стены, поднимаясь лентами-фризами друг над другом. Они придают маленькому храму праздничность. Тема живописи — история обретения "ризы Христовой", прибытие части ее в Москву и встреча царем Михаилом Федоровичем. В эту нарядную звонкую роспись включено и полотно двери, ведущей в храм. Оно заплетено причудливыми фантастическими цветами, напоминающими многочисленные предметы нехитрого крестьянского обихода — прялки, сундучки, поставки и другие подобные изделия.

Первоначальный тябловый пятиярусный иконостас был создан вскоре после постройки Ильинского храма и служил единственным украшением Ризоположенского придела до его росписи (начало XVIII в.). Ныне существующий иконостас был выполнен по типу первоначального, в московской мастерской иконописца-реставратора М.И.Дикарева в 1904 г.
Иконостас состоит из расписного нижнего яруса и 4 рядов расписных брусьев, на которых стояли иконы. В 1904 г. тябла были расписаны темперными красками, нижний ярус - маслом. Царские врата являются также копией древних врат, выполненной в 1904 г. Врата состоят из двух створок. Вся их поверхность покрыта изящной мелкой резьбой в технике невысокого рельефа. Выпуклые участки резьбы позолочены сусальным золотом, тоновые раскрашены в синий, красный, голубой и зеленый цвета. В резьбе использованы ренессансные мотивы: опахало, цветы - пальметки, стилизованная виноградная лоза.
В иконостасе стояли 68 икон, написанных ярославскими и костромскими мастерами в 1650-60-х гг. Традиционный пятиярусный иконостас (местный ряд, деисусный, праздничный, пророческий, праотеческий) был дополнен небольшими вкладными иконами, размещенными над местным чином. Однако сейчас значительная часть икон, в частности праздничного, местного ярусов и вкладные иконы, утрачены.
Автором местной храмовой иконы "Положение ризы Христа" согласно описи Скрипиных является талантливый костромской художник дьякон Петр Попов Костромитин. Ему же храмоздатели заказали особо чтимые вкладные иконы "Воскресение" и "Знамение", а также несколько икон для центрального храма.
В 1830-е гг. иконы придела были прописаны темперными красками. В 1904 г. живопись икон расчищалась художником-реставратором Н.И.Дикаревым. Работы проводились под наблюдением ярославской Ученой Архивной комиссии.
В 1956 г. иконы укреплялись реставратором В.Г.Брюсовой. В 1968 г. бригада художников-реставраторов ЯСНРПМ провела работы по укрепления росписи нижней панели иконостаса.
И на этом с внутренним убранством всё или, точнее, почти всё. Осталось немного рассказать об изразцах, благо их много и внутри, и снаружи.








Ярославская архитектурная школа стала совершенно самостоятельным явлением в мировом зодчестве — уникальным, самобытным и очень красивым. В итоге, она определила не только архитектурное лицо древнего Ярославля, но и, КМК, стала вдохновителем ренессанса русского стиля, квинтэссенцией возрождения неорусского направления в архитектуре конца XIX начала XX вв. А до того ярославская архитектурная школа русского узорчья дала начало Ярославскому барокко, Торопецко-Ржевскому барокко, Осташковскому барокко и сильно повлияла на создание Нарышкинского и Московского барокко.
Неотъемлемой частью ярославской архитектуры служит керамический декор вообще и изразцы, в частности. В отличии от монохромного, по-преимуществу, зелёного — муравленного владимирского изразца, ярославский бывает очень и очень разным. Описание истории и технологии производства ярославского изразца в эту статью не влезет, и потому я отсылаю вот к этой статье. Сходите, не поленитесь — там очень интересно.

Наиболее ходовым мотивом ярославских изразцов была цветочная розетка, украшенная различными цветами. Выделяется шесть видов таких розеток: один из них был с шестью крупными лепестками, один — с двенадцатью и четыре — с восемью. Но не только.



Никто до ярославцев не применял так активно красную неглазурованную архитектурную керамику в качестве декора. Тут и разнообразные валики, арки, витые элементы — расписанные холодным способом или без какого-либо покрытия — чисто кирпичные. Первыми ярославцы применили и глазурованный кирпич — с рельефом и без него. Словом, именно изразцом русская архитектура ответила на отсутствие в наших краях цветного мрамора и иного цветного камня и ответила с блеском.
Но вернёмся к изразцам. Кроме цветочной розетки популярными мотивами также были разнообразные вазы с цветами и изображения птиц, как реальных, так и фантастических, заморские фрукты и ягоды. У каждого из сюжетов было свое значение. Грифон выступал олицетворением надежной защиты, соловей — молодости, райская птичка — мечты о светлом будущем, единорог — процветания, а птица Сирин — материнства.
Пожалуй, на храмовой ограде, построенной в 1896-1897 гг. по проекту академика А. М. Павлинова и архитектора А. А.Никифорова на деньги И. А. Вахромеева, присутствуют все символические животные ярославского изразцового бестиария. Судите сами:











Надеюсь, зафиксировал все, но не уверен в этом. Зато уверен в другом — пары изразцов на столбах не повторяются. Это я проверил. Можно потренироваться в комбинаторике, и, зная количество сюжетов изразцов, вычислить число столбов ограды. Но, пожалуй, не будем, а закончим с церковью Ильи Пророка и побежим по Ярославлю дальше, но об этом уже в следующей главе.
Предыдущие части: Часть I, Глава I; Часть I, Глава II; Часть I, Глава III; Часть I, Глава IV; Часть I, Глава V; Часть I, Глава VI, Часть I, Глава VII, Часть I, Глава VIII; Часть I, Глава IX; Часть I, Глава X, Часть I, Глава XI