Поездка на север Израиля

топ 100 блогов in_es27.04.2023 22 апреля мы поехали на экскурсию на Голаны. В рекламном буклете экскурсии стояло:
Гамла — водопад и город, висящий в воздухе.
В заповеднике Гамла есть все: многочисленные гнездилища грифов, водопад, развалины византийского монастыря и древнего города, первобытные дольмены, многочисленные прогулочные тропы и богатая природа.
Во время экскурсии вы увидите:
- Самый высокий водопад в Израиле.
- Самую древнюю синагогу в мире.
- Самая большую стаю грифов.
- Самое большое количество древних дольменов.
- Самые красивые виды.
И услышите историю обороны города Гамла, которая поражает воображение и заставляет восхищаться его жителями.

Об истории Гамлы я читала еще в 1999 году. Тогда я училась на курсах переквалификации музыкантов с академической степенью в учителей пения и ритмики в школах и детских садах, и на уроках иврита мы изучали текст о Гамле. Там было сказано, что Гамла - это вторая Мецада, хотя и гораздо менее известная. Что это был опорный пункт восставших в Иудейской войне. Что там евреи защищались от римлян, а когда римляне в ходе долгой осады хитростью ворвались в их город, то они отказались попасть к ним в плен, бросились с крутой вершины горы вниз и разбились насмерть. И было их около тысячи человек. И я, конечно, мечтала посмотреть на эту крепость на высокой горе. Поэтому мы быстро сорганизовались и поехали.

Автобус приехал вовремя, нам уступили место, чтобы мы могли сидеть вдвоем рядом (наша остановка была третья, и автобус оказался уже почти заполненным) и мы тронулись в путь. Уже издалека я увидела гору Хермон, покрытую снегом; до сих пор я ее видела без снега, осенью, и это было не так интересно.

Поездка на север Израиля

Когда мы высыпались из автобуса, гид объяснил, что сначала мы пойдем смотреть водопад, а потом на обзорную площадку на Гамлу. На вопрос, где обещанные птицы, он ответил, что птицы, к сожалению, подохли в 2004 году, отравившись сельскохозяйственным ядом ( и сотрудникам заповедника и добровольцам пришлось спасать невысиженные яйца и выращивать молодых птиц, а оставшиеся страшно боятся ветряков, выстроенных недавно в округе, поэтому грифа мы можем увидеть разве что на крыше туалета (чучело). Тут же я подняла голову вверх и увидела пару птиц, кружащихся над нами. На мои возгласы все подняли кверху головы и стали восхищаться белоголовыми сипами (рода грифов), тут же прилетела еще одна пара; первые были темные, а вторые посветлее, мне показалось, что у них под крыльями белеет. Это не орлы, а грифы, на иврите нешер. Гид сказал, что нам крупно повезло увидеть их.

Видео: https://photos.google.com/share/AF1QipMpVJvuZSFJoJu9K7g0sfHQKRf8r6Bou1t7lQTJ0_lFblSi-5JmRx2QAW92XnAfYA/photo/AF1QipN4_iFInOoi85eZ3KM5zf_lgXJNKEYzK_vKRIq8?key=MTRjcUJKN0trQVpUNGVsc3p2cXM1czgzakVBWFNn

К водопаду мы шли по цветущему полю. Все бросились любоваться цветами. Вокруг протоптанной по полю тропинки росли и цвели травы в человеческий рост.

Поездка на север Израиля

Синяк подорожниковый, синяк иудейский, красные маки, красный клевер Луазеля, колеостефус обыкновенный в виде желтой ромашки, сирийский чертополох, кислица(!), цикорий, анис...

Поездка на север Израиля Поездка на север Израиля Поездка на север Израиля

Идя между цветов, мы обратили внимание на там и сям прячущиеся среди них кучи камней. Некоторые из них были явно искусственного происхождения: на двух-трех камнях, поставленных рядом, возлежали большие плоские камни на манер столешниц. Возле них были плакаты с разъяснениями: это дольмены, то есть древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов, от бретонских слов taol maen — каменный стол. Наиболее известный пример дольменов - Стоунхедж. В заповеднике Гамла находится около 700 дольменов эпохи неолита. Гид сообщил, что в кибуце неподалеку, с другой стороны Кинерета, есть гораздо более внушительные экземпляры дольменов.
Поездка на север Израиля

Более удачное фото дольмена с сайта https://www.israel-in-photos.com/ru/gamla.html, автор Лев Цимблер

Идя по каменистой тропинке (называется тропа Дольменов) порядка километра с лишним, мы почувствовали, что подходим к водопаду. Я даже услышала его шум. Стоя на мостике над ним, увидеть его невозможно: вся местность вокруг, чрезвычайно живописная, огорожена со многих сторон. Поэтому мы направились дальше и спустя еще полкилометра смогли обернуться и увидеть водопад, над которым прежде стояли.

Спускаемся к водопаду
Поездка на север Израиля

Стоим на мостике и с одной стороны мостика видим воду ручья Гамла, которая скоро низвергнется с другой стороны.

Ущелье, в которое низвергается невидимый нами пока что водопад

Затем мы продолжили свой путь к северу. Живописная рощица в чистом поле.

Поездка на север Израиля

И вот водопад, сильно притянутый объективом. Над ним заметен мостик, по которому мы прошли, а на горизонте видны ветряки, которые отпугивают белоголовых сипов.

Высота водопада Гамла 51 м, он образован течением одноименного ручья, берущего начало в источниках к северу от горы Парас, что на востоке Голанских высот. Водопад Баниас, признанный вчера самым живописным местом в Израиле, виден вблизи и окружен зеленью. Но этот красив тем, что падает в глубокое ущелье.

Вернувшись той же дорогой к исходной точке, мы повернули к площадке обозрения крепости Гамла. Прошли мимо каких-то развалин, вроде бы это церковь византийского периода:

Поездка на север Израиля

И вышли к изумительной красоты видам. Вдали виднелся Кинерет.

А прямо под нами высился хребет странной горы.

Крутые склоны с двух противоположных сторон образуют как бы горб верблюда, что и дало идею назвать гору Гамла (гамаль на иврите верблюд). С обеих сторон горы текут ручьи, справа ручей Гамла, слева ручей Далиёт. Они впадают в озеро Кинерет.

Древний еврейский город Гамла был основан здесь в 81 году до н.э. в составе Хасмонейского царства. Он просуществовал полтораста лет и пал в 66 году н.э. при осаде римлянами. О Гамле знали от Иосифа Флавия и искали в разных местах, так как местоположение, указанное историком-очевидцем событий, было неясным. Археологические раскопки показали, что на месте Гамлы существовало поселение уже в раннем бронзовом веке. Поселение вероятно было сельскохозяйственным, поскольку археологи нашли множество отполированных долгим употреблением кремнёвых серпов. Некоторые находки относятся к ещё более раннему медному веку. Древние строения были настолько прочными, что использовались впоследствии в I веке до н. э.. В Гамле при раскопках было обнаружено 6314 древних монет, в том числе уникальные монеты собственной чеканки времен восстания, на которых было написано на арамейском: Избавление святому Иерусалиму.

Так или иначе, город пал, экскурсовод подробно рассказал нам, как именно, и отметил странности.
Утверждается, будто в городе проживало 9 тысяч человек. Даже если предположить, что сюда бежали еврейские беженцы со всей округи, это представляется малоправдоподобным, хотя понятно и доказано, что их размещали даже в синагоге (реставрированные раскопки слева). Кстати, она претендует на значение самой древней синагоги в мире. Затем утверждается, что когда в город ворвались римляне, оставшаяся тысяча жителей попрыгала с высокого утеса вниз, покончив таким образом жизнь самоубийством, чтобы не стать пленниками врагов.
Конечно, здесь бывали землетрясения, но почему-то не найдена отвесная скала, с которой можно было бы прыгнуть вниз и разбиться. Кроме того, где же кости, останки? Если предположить, что впоследствии родственники погибших пришли и захоронили их, то как объяснить, что они оставили дорогущие металлические наконечники стрел, коих во множестве раскидано в долине? Эти наконечники тщательно собирали воины с обеих воюющих сторон, а тут они оставлены без присмотра в огромном количестве. Как и ядра, которыми палили в еврейских повстанцев римские солдаты.

Повсюду раздавались душераздирающие крики умирающих, и кровь, запрудившая весь город, лилась по склонам. Потеряв надежду на спасение, многие [евреи] хватали жен и детей и бросались вместе с ними в глубочайшее ущелье… Так пала Гамла. — Иосиф Флавий. Иудейская война
В живых остались только две женщины, которым удалось спрятаться
, а также сам Иосиф Флавий. За год до того он был очевидцем падения Мецады и тоже остался в живых. Наш пострел везде поспел.

Поездка на север Израиля

После возвращения в автобус мы поехали обедать в ресторан. Арабские рестораны на берегу Кинерета предлагают комплексные обеды: набор салатов на собственный выбор и одно основное блюдо: местная рыба, курятина или еще какое-то мясо с гарниром, плюс кофе, и все стоит ровно 100 шекелей. Кто не хотел обедать в ресторане, мог присесть снаружи с собственной едой.
Организация питания не произвела на меня как на старожила Израиля никакого впечатления, а вот вновь прибывшие, коих было больше половины автобуса, шумно возмущались. Во-первых, нас пригласили внутрь, и там нужно было подождать, пока нас рассадят, а мимо нас по узким проходам носились официанты. Во-вторых, нас рассадили, а тарелки и приборы поставили не всем, стулья тоже нужно было двигать самим. Затем выяснилось, что за салатами нужно идти тоже самим и набирать их по принципу шведского стола. Мне это очень понравилось, и мне очень понравились все салаты, которые я себе набрала в тарелку, а мои соседи как-то отнеслись к овощам сдержанно и взяли поклевать только лишь оливки и салат из краснокочанной капусты с майонезом. Лично я воздала должное и этому салату, и салату из белокочанной капусты с растительным маслом, и салату из морковки, и салату из зелени с булгуром, все это было не перченное и не пересоленное. Затем принесли главное блюдо (довольно вкусно приготовленное) и заодно выяснилось, что кофе закончился!!! Это стало большим ударом для всех. Кипятка также не оказалось (мы-то всегда возим с собой чайные пакетики, а тут даже чаю попить не удалось). Кстати, пока мы ели, в проходах стояли люди из других автобусов и ждали своей очереди; между тем по крайней мере два длиннейших стола в поле моего обозрения все это время стояли без посетителей с нагроможденными на них объедками и никто не спешил их убирать и так и не убрал, хотя мы ели относительно долго.

После обеда мы поехали на ферму The Golan Press по производству продуктов из оливкового масла. Там было не только масло, но и шампуни, разная косметика, вина, сами оливки, мед, гранатовые наливки и всякая такая продукция. Народ покупал, так что экскурсовод не остался внакладе, мы тоже кое-что присмотрели себе. На ферме стоял запах навоза, и кофе снова всем не хватило, хотя его раздавали в наперстках, поэтому мы поспешили в автобус и благополучно прибыли домой.
В целом мы остались довольны. Публика в автобусе была приятная, экскурсовод говорил не слишком быстро и очень четко, микрофон был отлажен отлично, все было прекрасно слышно и очень интересно. Вдобавок нам понравилось, что на прогулке гид никого не торопил, все шли в своем темпе. Керен турс, гид Михаил.

Сказку вы, конечно, читали и прекрасно знаете, о чем там речь. Если следовать старому-доброму "Сказка - ложь, да в ней намек", то на что намекает эта сказка? На то, что надо слушаться родителей? Не оказываться в неудачное время в неудачном месте? (Как?) Не быть наивной дурочкой? или ...
Сегодня вступил в силу закон о расширении Москвы. Территория российской столицы увеличилась в 2,4 раза и растянулась до Калужской области, а население города выросло на 230 тысяч человек за счет жителей Подмосковья. Теперь Москва стала седьмым ...
Кадр из эксклюзивной коллекции H&M вот эти немножко переработанного полиэстера и немножко оконного тюля - часть эксклюзивной коллекции? тогда ИКЕЯ не отстает со своим эксклюзивом - то то я удивлялась в прошлые выходные тоже палочка, немножко оконного тюля, и немножко ...
Разрешите мой заочный спор с ребенком. Есть поезд, он едет по ветке с бесконечным числом деревень, и в каждой останавливается, а в конце приходит в город. На первой остановке в вагон входят две дамы. На второй остановке две дамы входят, а одна из ...
Япония продолжает бороться с последствиями 9-балльного землетрясения и последовавшего за ним цунами, произошедшими три месяца назад на северо-восточном побережье страны. Местные власти по-прежнему пытаются бороться с последствиями аварии на ...