Под защитой святого Бенедикта

топ 100 блогов vikond6531.08.2021 Под защитой святого Бенедикта

Ровно 80 лет назад, 31 августа 1941 года, в Архангельск прибыл первый английский конвой со стратегическими грузами для Красной армии и советской промышленности. Конвой из семи транспортов под кодовым наименованием "Дервиш" доставил 10 тысяч тонн натурального каучука 3800 морских магнитных мин и глубинных бомб, миллион пар армейских ботинок и несколько тысяч тонн высокооктанового авиационного бензина.

А также - олово, шерстяное шинельное сукно и много других полезных вещей, в том числе первые 15 поступивших в СССР истребителей "Харрикейн" вместе с пилотами и механиками. Самолеты были быстро собраны, облетаны и в начале сентября перелетели в сопровождении бомбардировщика СБ, который играл роль лидера, на прифронтовой аэродром Ваенга под Мурманском.

Вторая партия "Харрикейнов" прилетела в Ваенгу 7 сентября прямо с палубы английского авианосца "Аргус". Это были 24 машины из состава 151-го истребительного авиакрыла, которые, по договоренности с советским руководством, должны были осуществлять воздушное прикрытие Мурманска от налетов немецкой авиации и сопровождение советских бомбардировщиков. Операция по их переброске в СССР получила кодовое название "Бенедикт".

Русские обеспечили союзников жильем, питанием, медицинским и бытовым обслуживанием. Чтобы не ударить лицом в грязь и показать как у нас все хорошо, питание было организовано великолепно. Летчики вспоминали, что в Англии во время войны их кормили гораздо хуже.

В рацион входила ветчина, красная и черная икра, фрукты, сливки, пирожные, консервированный компот, а также, ром, виски, сигары, сухое вино и даже шампанское, причем всего этого было вдоволь. Правда, с жильем дела обстояли менее радужно. Англичане жаловались на клопов, отсутствие горячей воды и на уличные туалеты типа "дырка в полу". Впрочем, других туалетов в Ваенге просто не было.

Боевое крещение английских летчиков в советском небе состоялось 12 сентабяря, когда они сбили два "Мессершмитта" и разведчик "Хеншель-126", потеряв один самолет вместе с пилотом. Самолет сержанта Смита получил серьезные повреждения, летчик попытался выпрыгнуть с парашютом, но фонарь кабины заклинило и англичанин погиб.

Надо заметить, что в тот же день в районе Мурманска произошел еще один воздушный бой, в котором с "мессерами" дрались советские истребители И-16 и тоже заявили две победы, а в немецких документах за это число указаны всего два потерянных Ме-109.

Второй бой с участием англичан состоялся 17 сентября и завершился для них еще более успешно. При сопровождении советских бомбардировщиков Пе-2 они отразили атаку "мессершмиттов", сбив без потерь со своей стороны три самолета (пилот одного из них оказался в плену) и не допустив потерь среди "подопечных". Все бомбардировщики благополучно вернулись на базу.

26 сентября в аналогичной миссии англичане одержали еще две воздушные победы и снова - без потерь. На следующий день - новый успех - еще два сбитых "мессершмитта". Однако из-за плохих метеоусловий боевые вылеты совершались довольно редко, порой летчикам приходилось несколько дней подряд сидеть на земле.

Только 6 октября состоялся очередной воздушный бой. В тот день немцы совершили воздушный налет на Ваенгу, в котором приняли участие 14 бомбардировщиков "Юнкерс" Ju-88. На перехват взлетела восьмерка "Харрикейнов". Им удалось без потерь сбить три "Юнкерса", два из которых совершили вынужденные посадки на советской территории, а их экипажи попали в плен. Третий перетянул через линию фронта, но разбился при посадке.

Потом в бой вступила шестерка "мессершмиттов", которая должна была прикрывать бомбардировщики, но по какой-то причине сильно опоздала. У англичан заканчивались боеприпасы, поэтому они предпочли ретироваться, а немцы их не преследовали. "Юнкерсам" все же удалось сбросить на аэродром 20 бомб, но ни один самолет не был уничтожен, лишь четыре неисправные машины получили легкие повреждения от осколков.

Параллельно с боевой деятельностью британцы с помощью переводчиков вели подготовку советских пилотов, которым они впоследствии должны были сдать свои "Харрикейны". К середине октября 30 наших летчиков хорошо освоили пилотирование английских истребителей. В дальнейшем уже им предстояло обучать других, а миссия 151-го авиакрыла на этом закончилась.

В начале ноября британские летчики вернулись на родину, передав свои машины в ВВС Северного флота. В том же месяце из "Харрикейнов" сфомрировали новый - 78-й авиаполк, который возглавил лучший североморский ас Борис Сафонов.

Подводя итог, надо отметить, что в сентябре и начале октября 1941 года англичане взяли на себя значительную долю боевой нагрузки, которую ранее несли наши пилоты. Это наглядно отразилось на потерях. Если в августе ВВС Северного флота потеряли в воздушных боях 17 самолетов и еще 8 пропали без вести, то в сентябре - соответственно - пять и два. То есть, урон снизился в 3,5 раза.

Всего англичане совершили в небе Заполярья 365 боевых вылетов и заявили 15 воздушных побед, потеряв всего один истребитель. Наши заявили о сбитии 25 немецких самолетов. Впрочем, немцы за тот же период зафиксировали потерю всего 11 машин, Таким образом, русские и английские летчики завысили свои успехи почти в четыре раза. У кого из них приписки были выше, установить уже вряд ли возможно.

Но в любом случае 11 реальных побед при шести потерях можно считать большим успехом, особенно - для 1941 года. когда общий счет потерь и побед по всему советско-германскому фронту был примерно восемь к одному в пользу немцев. И нельзя не признать, что значительный вклад в этот успех внесли англичане.

На заставке - звено "Харрикейнов" над Ваенгой.

Под защитой святого Бенедикта Стоянка самолетов 151-го авиакрыла. В СССР они летали с английскими опознавательными знаками.

Под защитой святого Бенедикта
Зима 1941 года была холодной. В октябре на Кольском полуострове установился снежный покров.

Под защитой святого Бенедикта
Советское командование, обеспечивая союзникам культурный досуг, снабдило их не только виски, ромом и сигарами, но и патефоном с набором грампластинок. Особенно англичанам понравился джаз Утесова.

Под защитой святого Бенедикта
Похороны погибшего в воздушном бою сержанта Смита.

Под защитой святого Бенедикта
Один из "Харрикейнов" 151-го авиакрыла, защищавшего русский север.

Под защитой святого Бенедикта
Советский летчик во время обучения забирается в кабину "Харрикейна".
Под защитой святого Бенедикта
"Харрикейн" командира 78-го ИАП Северного флота Бориса Сафонова. Рисунок Михаила Быкова.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
ЦБ всерьез начал готовится к введению санкций против Национального клирингового центра (НКЦ). Если это произойдет, формировать рыночный курс рубля против доллара, евро и британского фунта будет невозможно. Биржа будет закрыта, а курс рубля станет фиксированным. По моим прикидкам это ...
Выдающийся, уникальный, грандиозный и совершенно точно, незаменимый! Гениальный Пётр Наумович Фоменко. И ещё : композиция «На всю оставшуюся жизнь» (из четырёхсерийного к.ф. ...
Нашла ссылку в ленте Суровый и угрюмый запрет на ношение украшений , если на вас надета удобная обувь (= без каблука, даже если это изящные сапожки). Любых украшений, даже шарфиков или войлочных брошечек. Низзя и все! Но мы - НЕ ...
Грибы содержат на себе не только частички почвы. На них также могут находиться личинки насекомых. ✔️ Чтобы их удалить, необходимо замочить грибы на 2 минуты в однопроцентном растворе соли – 10 г соли на 1 л воды. ✔️ Замачивание также поможет частично очистить грибы от почвы, ...
По поводу инициативы законодательно наказывать родителей несовершеннолетних курильщиков... Если бы меня тогда отец отхлестал бы по попе ремнем за такое, может сейчас я и не курил бы ...