Под колпаком

Все высокопоставленные работники в СССР были под плотным колпаком НКВД, а потом КГБ. Государство обеспечивало их охраной. Но охрана не только охраняла, но и каждый день писала наверх докладные о том, чем они занимались в течение дня, с кем встречались, куда ездили… Это делалось не тайком, не исподтишка – этого требовали установленные протоколы и регламенты. И сами охраняемые об этом прекрасно знали.
Вспомнил анекдот про бухого мужика, который звонит вечером жене и объясняет, что он сейчас на конференции и останется у неё до утра.
С охранником, который входит первым, перед тобой, даже в сортирную кабинку, провернуть такое было сложно.
Около здания ЦК в советские времена отдельно стояли бронированные ЗиЛы. Для членов Политбюро. Номера на этих машинах были только сзади. Менты передавали их по цепочке и перекрывали ради них дороги. Номера спереди не было, чтобы нельзя было определить, кто именно едет. А номер сзади был, чтобы, когда машина уже проедет, изображающий гаишника кегебешник мог доложить по рации в диспетчерскую: Седьмой (девятый, четвёртый…) проехал такой-то перекрёсток. И запись этих переговоров позволяла фиксировать все поездки, выстраивать все маршруты. Никаких отклонений, шаг влево, шаг вправо… рассматривается, как попытка побега! Шучу. Они сами решали, куда ехать. Но знали, что все их маршруты отслеживают со всеми задержками и поворотами.
На чекистов работали шоферы, вахтёры, лифтёры, уборщицы, домработницы… Каждый шаг оставлял какие-то следы в папках тайной канцелярии.
Даже простоватый и беззлобный Брежнев болезненно воспринимал любые контакты своих соратников вне служебных совещаний, с глазу на глаз. Ему о них тут же докладывали. А он хорошо помнил, как готовил свержение Хрущёва. В таких случаях Леонид Ильич, не скрывая раздражения, спрашивал: А зачем ты вчера ездил к такому-то? Что вы там обсуждали?
Поэтому, если вам кажется, что политбюрошники и цекушники каждый вечер ходили друг к другу в гости, а по выходным вместе жарили шашлыки – вы здорово ошибаетесь. Они лишний раз к друг другу даже не подходили. Потому что все незапротоколированные контакты могли быть восприняты, как попытка подготовки переворота.
|
</> |