Ему не надоело?

Этот дурачок напоминает мне Никиту Сергеича Хрущёва. Того тоже, хлебом не корми – только дай поэкспериментировать. Он то кукурузу на вечной мерзлоте пытался выращивать, то инициировал массовый забой скота, а потом удивлялся, куда подевались все коровы. Трудно даже представить, что бы напридумывал Хрущёв, если бы остался у власти ещё на пару лет. Трампа же миру придётся терпеть ещё четыре года.
О каком расцвете он говорит? Сразу после объявления о введении пошлин акции японских автогигантов упали на 2-4%. Но акции ведущих американских производителей упали вдвое больше. Чтобы увеличить производство автомобилей в Штатах, фирмам придётся закупать дополнительное оборудование, заключать с иностранцами договора на поставку комплектухи (которая тоже подлежит дополнительному обложению). Всё это делается на годы вперёд, требует больших денег. И никто не пойдёт на подобные расходы при таком непредсказуемом лидере нации. Никто не знает, что ему взбредёт в голову завтра.
Автомобилей на рынке станет меньше, и они станут дороже. За всё заплатит потребитель. Рядовой американец.
Мир уже много десятилетий мелкими шажками идёт к свободному от препон и национальных границ рынку, к свободному перемещению товаров, людей, капиталов, идей... И в этом заключается одна из причин взрывного роста уровня жизни почти везде. Даже Индия, хоть и осталась грязной и отсталой, но к 21 веку избавилась наконец от голода. Китай стал местами походить на передовую страну первого мира. Всё это – благодаря техническому и научному прогрессу. И благодаря развитию и усилению международной торговли, освобождению её от излишних пошлин и ограничений.
И тут президент США вдруг начинает изображать китайского императора, отгораживаясь от остального мира и возводя вокруг страны новую китайскую стену. Виртуальную, но вполне осязаемую. Он объявляет всему миру Великую Торговую войну.
Ему кажется, что все сейчас поползут к нему на коленях. Но пострадавшие от его действий страны просто введут ответные пошлины на американские товары. И Штаты получат закрытые фабрики и дополнительных безработных.
В Советском Союзе цены определяло государство. И регулярно мы читали в газетах, что с завтрашнего дня это будет стоить на треть дешевле, а это – вдвое дороже. У советской экономики был один хозяин – советское государство. И все эти игры с ценами были, так сказать, его внутренним делом. Но при рыночных отношениях для субъектов этих отношений любые резкие колебания становятся болезненными.
Люди закладываются на определённый уровень цен, на определённые объёмы поставок, масштабы производства… И вдруг чьё-то неожиданное решение меняет все правила игры. Всё начинает сбоить и путаться. Нынешняя система пошлин действует много лет, и люди закладывались под эти цифры. А когда всё вдруг меняется…
Подобные решения (даже, если они вводятся вынужденно и временно) надо анонсировать заранее (хотя бы за несколько месяцев), а не объявлять о них вот так вдруг.
Экономика долго приспосабливается к любым изменениям и болезненно реагирует на любые резкие и внезапные перемены.
|
</> |