Почему я не пойду смотреть "Предстояние"?
bogushevich — 17.05.2010 Это раз.Это два.
Мы, конечно, слышали фразу великой Раневской о том, что талант, как прыщик, может вскочить на любом месте. И действительно. Плата, которая генерирует креатив, может быть совершенно никак не связана внутри творческого организма с платой, отвечающей за некую внутреннюю навигацию, которую ещё называют "нравственным законом внутри нас". И когда художник весь посвятил себя служению муз и молча практикует своё чистое искусство, пусть бы в свободное от контемпырыри арт время резал в ванной кроликов, бог ему судья. И если он не напишет об этом в своем жж, мы никогда об этом не узнаем, и многие по-прежнему будут искать в его инсталляциях зашитые туда смыслы. И ведь найдут.
Никогда я не интересуюсь подробностями частной жизни и особенностями нравственности тех, чьи произведения мне нравятся - я очень боюсь разочарований. Написал БГ гениального, на мой взгляд, "Сокола" - и спасибо ему за это и низкий поклон, а больше мне от него ничего не надо, я даже книжек его читать не хочу. Пусть будет в моей жизни что-то незапятнанно прекрасное. Не хочу я знать, из какого сора.
Но есть на свете такие художники, которые принимают на себя обязанность служения общественной добродетели. Тут нужна, конечно, определенная уверенность в том, что кагбе в твоей личности счастливо сопрягаются талант и безупречно с моральной точки зрения чистая среда его произрастания. Что у тебя есть некое право высказывания по сложным вопросам нравственности, право вести общество к сверкающим вершинам истины, являя, например, ее в своих произведениях.
И да, общество охотно доверяет им эту роль духовных гуру. Потому что в любом обществе действительно нужны камертоны. Я помню, как одно время Солженицыну бесконечно задавали вопрос о судьбах России, и он терпеливо вещал, и все это терпеливо слушали, потому что ну к какому ещё оракулу прибегать, когда кругом одна смута? Творец? Творец. Пострадал? Пострадал. Право выставить кверху указательный палец имеет? Безусловно.
Ведь сочетание таланта и духовности всегда впечатляет. И ты думаешь: да, я этому человеку верю, он не врёт, и я, пожалуй, с ним согласен. Или нет, не согласен, и несет он какую-то несусветную пургу, но это его честная позиция, и ее можно разделять или не разделять, но право высказывания у него есть.
Никита Сергеич Михалков до недавних пор среди меня этим правом обладал безусловно. Один из самых ярких и талантливых мастеров, да ещё и обаятельный, красивый и сильный мужик, - как хотите, против такого набора качеств мне, слабой женщине, устоять трудно. Гумилёв писал про таких, "сильных, веселых и злых людей". Ничего не могу с собой поделать, мне такие нравятся.
Потом все эти разборки с СК. Ничего в этом не понимаю. Вообще не понимаю, зачем сейчас нужны вот эти вот учрежденные Советами для совершенно определенных целей так называемые творческие союзы. Не нужны творческим людям никакие государственные организации, друзья мои, - ведь обэриуты, футуристы или символисты как-то справлялись с задачей создания среды цехового общения без помощи казенных денег! Любые творческие споры можно вести на кухне - или в кафе. Издаваться на свои, или идти просить к меценатам, или брать кредиты, как я на доделку второй пластинки. Все прочее от лукавого. Мне вот, как творческой единице, совершенно не нужны никакие, понимаете, льготы, привилегии и короткие поводки "союзов" - что там дают? путёвки? в дома творчества? я лучше сама заработаю, сама потрачу и никому ничего не буду должна. Понимаете? Не хочу оказывать услугу за услугу, не хочу вступать с государством в сложносочиненные отношения. Хочу свободы, хотя бы такой.
Поэтому деятельность НС в этой области как-то ускользнула от моего внимания, просто было ощущение, что вместо творчества человек вдруг пошёл по административно-хозяйственной части. Ну, хозяин - барин.
Потом был ролик, где он бьёт ногами парня, которого при этом услужливо держат семеро. Да, кидаться помидорами - глупость. А бить беззащитного, по-моему, подлость.
А теперь вот это вот все. Оскорблять женщину - и при этом продолжать что-то говорить о чести и достоинстве? о духовности или бездуховности? продолжать поучать и воспитывать?
На голубом глазу защищать право депутатов относиться к тем, кто их избрал, как к людям второго сорта? и защищать свое право быть среди тех, кто торопится сильнее других? своё право кричать "Пади! Пади! Баре едут!"?
Каждой из этих причин по отдельности для меня было бы достаточно для того, чтобы отделить того Михалкова от этого, - и с огромным сожалением попрощаться с тем, кого я когда-то уважала и любила.
Говорят, он всегда был таким, как сейчас. Не знаю. Каждый человек - не состояние, а процесс. Мне кажется, это сейчас в нем окончательно победили папины гены и вот это вот "Нравится - не нравится, а слушать будете стоя."
Но ведь, слава богу, мы можем просто не слушать. Больше не слушать. Я не хочу больше знать, какие духовные ценности пропагандирует Михалков. Мне про его систему ценностей как-то многое стало понятно. Черт возьми, как жаль.
|
</> |