рейтинг блогов

Почему в Европе нет турникетов в метро

топ 100 блогов gre4ark18.03.2020
Почему в Европе нет турникетов в метро

Лично слышал удивления людей, когда в метро или на вокзале в Европе они не видят турникетов — как так? Бытовая логика часто даёт сбой, давая самый простой ответ: «просто люди тут другие, всегда оплачивают свой проезд, вот и не ставят».

Дело не в людях, а в холодном расчёте: лучше настроить систему оплаты и контроля так, чтобы не захламлять станции и проход турникетами. На это есть несколько весомых причин.

Где такое есть

Города Германии, Австрии, Чехии, Венгрии и некоторых других стран. Станции делят на зоны, проход за валидатор или линию без оплаченного и пробитого билета делает вас зайцем.

Берлин
Берлин


На железной дороге это факт посадки в вагон:

Вена
Вена


Почему нет турникетов?

Это дорого. Всё в этом мире стоит денег, которых всегда мало. Турникеты и цены на них бывают разные, но в масштабах всей транспортной системы это огромные бюджеты.

Вена
Вена


Кроме того, турникеты нужно подключить и обслуживать. В городе это проще, но если мы говорим о жд станции в глуши, то всё становится куда сложнее и дороже. Один лишь подвод электричества может стоить дороже самого турникета.

Вена
Вена


Они занимают много места. Найти место под 1-2 турникета не проблема, но их нужно больше — это огромные вестибюли, которые опять же нужно построить и содержать. Для станции в поле это не проблема, но если мы говорим про старые станции или центр города, то поиск места становится крайне критичным делом. С валидаторами всё в разы проще, они почти не занимают места — с улицы можно попасть сразу в вагон:

Вена
Вена


Они снижают пропускную способность. Провозная способность станции часто ограничена не вагонами или лестницами, а именно турникетами. В случае московского метро и перегруженных станций это иногда плюс — люди толпятся перед входом в метро, а не на платформах. 

Будапешт
Будапешт


Но в нормальной ситуации для магистрального общественного транспорта приходится закладывать десятки турникетов на вход и выход, чтобы люди могли нормально попасть в свой вагон. Это не тот костыль, которым стоит гордиться.

Вена
Вена


Дополнительная помеха. Путь пассажира внутрь вагона должен быть максимально простым и доступным, турникеты же становятся физической преградой. Особенно это критично для маломобильных и в случае эвакуации. Нет турникетов — нет помехи:

Берлин
Берлин


Как борются с зайцами

Система турникетов имеет свой плюс: она простая, пройти случайно без оплаты проезда почти невозможно. В системах с оплатой по зонам это хороший инструмент для напоминания валидации перед входом и выходом. Это не 100% защита от зайцев, но легче проводить тотальный контроль оплаты.

Валидатор у лифта на станцию, Будапешт
Валидатор у лифта на станцию, Будапешт


С системами без турникетов логика и процесс сложнее. Самое важное — правильное билетное меню и ценовая политика: у жителей должны быть единые проездные на полгода-год и более. Когда у 70-80% жителей проезд условно бесплатный, то нужно проверять не всех подряд, а выборочно.

Контролёры на спуске в метро, Будапешт
Контролёры на спуске в метро, Будапешт


Кроме того, важны штрафы — их сумма должна быть не меньше цены месячного проездного, чтобы после первого штрафа люди серьёзно задумались и купили билет. Логика простая: сумма штрафа должна шокировать, чтобы второй раз человек уже не попадался.

Гамбург
Гамбург


В метро билеты могут проверить на входе, выходе или даже в вагоне поезда. Зайцы будут всегда, но если их несколько процентов от общего числа, то выгода от отсутствия турникетов всё равно будет больше. Много контролёров для этого не нужно — важно просто приучить большинство пассажиров по умолчанию иметь билет.

Контролёры на выходе из метро, Будапешт
Контролёры на выходе из метро, Будапешт


Почему подобного нет у нас

Тут могут всплыть побочные камни, почему в России такое сложно представить. Основная проблема — контролёры могут штрафовать, но не могут задерживать людей. Вертикаль власти в нашей стране почти полностью исключает реальный контроль на уровне муниципалитета — вся власть у силовиков, а им глубоко пофиг на ваших безбилетников.

Почему в Европе нет турникетов в метро


Вторая причина организационная — в городах нет единых билетов, поэтому турникеты делят зоны ответственности: списание в метро идёт городу, на вокзале — оператору электричек, в автобусах — перевозчику и так далее. Побороть эту проблему пока смогли лишь в Москве. Другие боятся, не знают или не понимают, «а зачем это вообще нужно, ведь работает и так».

Почему в Европе нет турникетов в метро


Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Посмотрели вчера Частного сыщика номер один в мире - "Шерлока Холмса". Ну, ...
Не завидую я москвичам. Вот скажите, где им в Москве фотографироваться, если они уже везде были? Фотография на Красной Площади есть, около Кремля - есть, около Царь-Колокола и Царь-Пушки - есть... Куда им идти фотографироваться? Наверное именно поэтому таким бешеным успехом пользуются не т ...
Убежала! Из аквариума! И я ее не смог поймать когда нашел. 15 минут гонялся за черепахой. Черепахой,Карл!!! Теперь заказал новый аквариум... ...
К приезду Байдена правящая коалиция срочно создана. Вот как нужно управлять украинской элитой - строгой командой и щелчком кнута. Незалежная ты моя, незалежная... ...
А давайте поговорим об этом? Сегодня же День писателя – и я поздравляю собратьев и многочисленных сосестёр по перьям и клавиатуре. И вчера я как раз послушала короткую, но занимательную дискуссию в тему. И мне, как водится, есть что сказать. ...