Почему школы в СССР не всегда были бесплатными

В дореволюционной России власти долгие годы вынашивали планы о введении всеобщего и бесплатного начального образования: по сохранившимся в архиве документам, это должно было произойти аккурат к 1917 году. Но не смогли. Ни школ в достаточном количестве не было, ни учителей, а уж о полном среднем образовании и говорит не приходится: в немногочисленных гимназиях и реальных училищах заседали дай бог если 10% от всего детского населения империи — словом, очень мало, чтобы всерьёз говорить о всеобуче.

Бедняки в лучшем случае учились читать, с грехом пополам — писать и считать. При этом им не запрещалось поступать в университет или на государственную службу, но на практике это было сделать невозможно, ведь непременным условием для того и другого была сдача экзамена на аттестат зрелости. А где его сдать крестьянину или рабочему?
После Октября большевики пытались сделать школы полностью бесплатными, но этот эксперимент был краткосрочным, а вскоре за обучение в старших классах снова ввели плату.
Дорогие друзья! Если мой контент приносит вам радость и вы хотите поддержать мое творчество, я буду благодарен за вашу помощь. По ссылке вы можете сделать донат. Огромное спасибо за вашу поддержку и внимание!
Обязательное, бесплатное и всеобщее
Благими намерениями известно куда путь вымощен. Вот и большевики заявляли, что хотят бесплатно учить, да еще и кормить детей завтраками в школе. Всех, с 6 до 17 лет — так было записано в утвержденном в 1918 году Положении о трудовой школе. На деле это постановление мало где выполнялось.
- Во-первых, республика существовала только в Центральной России, в то время как окраины контролировались разными контрреволюционными правительствами.
- Во-вторых, наиболее трезвые и вменяемые большевистские лидеры и сами понимали, что просто так, с наскока, сделать образование всеобщим не получится. И даже в Конституции гарантировали его лишь для классово близких — то есть пролетариата и крестьянства.

На практике все оказалось еще хуже: демократизация провалилась, школ с каждым годом становилось всё меньше, денег у советской республики не было, а немногие оставшиеся учебные заведения прозябали, учителя не могли выживать на зарплату, а о том, чтобы обеспечить достойные условия, и вовсе речи не было.
Единственным шансом на то, чтобы сохранить школу, было введение платы за обучение. Но такая мера противоречила всему, что обещали красные, поэтому сначала пошли на хитрость — скинули школу на местные бюджеты (в них, правда, тоже денег не было). Потом разрешили практику самообложения, то есть местные исполкомы и школьные советы получили право собирать с местного населения деньги — где добровольно, а где и принудительно.
Снова за деньги
А с декабря 1922 года X Всероссийский съезд разрешил ввести в школах платное обучение. Уже через год ВЦИК и СНК реализовали это разрешение на практике, легализовав уже сложившуюся практику.
Правда, в разоренной гражданской войной и большевизмом стране собрать много не получилось, и школы пришлось сокращать: за 1922-1925 гг. число учащихся сократилось на 25%, хотя Наркомпрос считал, что это временная проблема и со временем все наладится. В целом модель была достаточно причудливая: деньги собирали на специальный счет и перечисляли школам по требованию (если, конечно, деньги на счету были (а их все чаще не оказывалось)). Тогда плату за обучение стали повышать: сначала в 1927-м, потом — в 1929-м и так далее. Параллельно появлялись льготники и их с каждым годом становилось всё больше: бесплатно учили детей военных, безработных, инвалидов и разнообразных партийных работников.

В общем и целом, к середине 1920-х советская власть, не снимая формально лозунгов о бесплатном всеобуче, поняла: на практике это пока нереально. И в следующей конституции прописали уже не в качестве принципа, а как идеал, на среднесрочную перспективу.
Несмотря на хронические неплатежи (в 1927 году, например, неплательщиков было больше половины!), учеников за это не отчисляли — просто с родителей или опекунов деньги взыскивали через суд. В конце 1927 года отменили плату в начальных школах и средних учебных заведениях на селе, а к 1933 году, на фоне стабилизации экономики, плату за учебу отменили полностью, даже отметили этот факт в очередной, сталинской конституции.
Задний ход
Но конституция конституцией, а в 1940 году Совнарком отметил рост благосостояния граждан и за подписью Молотова выпустил очередное постановление, которым предполагалось часть расходов на обучение возложить на вверенное население. На сей раз, правда, собирать деньги за учебу решили только с родителей старшеклассников — с восьмого по десятый.
Что касается реальных причин, то здесь всё было прозаичнее: стране не нужно было столько молодежи с высшим образованием — нужны были рабочие руки. Рабочим в СССР, конечно, было быть почетно, но многие почему-то хотели отправить ребенка в вуз и дать ему приличную профессию.
Вот чтобы этого не допустить и ввели плату. А в техникумах, училищах и школах фабричного и заводского обучения, напротив, все было бесплатно, да ещё жилье давали, кормили и одевали, и отсрочку от армии в обмен на четырехлетнюю отработку давали. Параллельно проводилась мобилизация городской и сельской молодежи в ФЗО и ремесленные училища. А тех, кто в старшие классы поступил, но плату позволить себе не мог, отправлялись призывниками в армию.

В каком году в СССР полностью отменили плату за школу?
Полностью бесплатным образование в стране Советов стало только в 1956 году, причём не только в школах, но и в вузах. Для этого потребовался «лишний» миллиард из бюджета, но ЦК мелочиться на сей раз не стал — и этот факт в очередной раз внесли в Конституцию.
А вот плату за выдачу учебников окончательно отменили ещё спустя 12 лет — не иначе как специально подгадывали под вступление в силу новой, уже брежневской конституции.
А сколько платили?
Изначально плату брали не со всех, а только с тех, кого революционные власти не считали классово близкими себе: «выходцев из бывших», интеллигенции и так далее. Окончательное решение принималось на местном уровне, отделами образования, исполкомами и профкомами.
Школы были разные. Где-то учились сплошь льготники, а в престижных столичных школах случалось так, что на каждый бюджетный рубль приходились ещё 4-5, собранных с родителей учеников. Стоимость рассчитывали исходя из ставки подоходного налога (она составляла от 1 до 7% от трудовых доходов). На селе применялся понижающий коэффициент 50%. Например, в 1929 году с работников с зарплатой в 50 рублей брали 10 рублей, а если работник получал 125 рублей и более, то ему за учебу ребенка приходилось выкладывать уже 60 рублей (это в среднем: в младших классах плата была пониже, в старших — наоборот).

В 1940 году плату установили в размере 200 рублей в год для жителей столиц союзных республик и 150 — для всех остальных. Снова появились льготники, но было их в разы меньше: нужны были деньги на финансирование Зимней войны с Финляндией. Лишь через год льготу вновь получили дети раненых или погибших красноармейцев.
Большие ли это были деньги? Формально не очень: в среднем человек в СССР получал 330 рублей в месяц в 1940-м и 430 рублей в 1945-м. Хотя на практике в кассе люди никогда не получали всю зарплату: ещё 15-20% расходилось на принудительные подписки на госзаймы и военно-спортивные общества (не говоря уже о том, что на селе зарплату платили не деньгами, а зерном, так что позволить отдать несколько детей в старшие классы колхозники могли лишь в теории — на практике это было неподъёмным бременем для семейного бюджета).
|
</> |