Почему сделка ОПЕК+ развалится во второй половине 2020-х?
augean_stables — 03.06.2024Доля электрокаров и подключаемых гибридов в глобальной структуре продаж новых легковых авто выросла с 1,4% в 2017 г. до 18,0% в 2023 г., а в структуре парка легковых авто – с 0,3% до 3,2% соответственно, следует из данных Международного энергетического агентства (МЭА). Как следствие, глобальная экономия нефти в наземном транспорте выросла за тот же период с менее чем 100 тыс. б/с до 700 тыс. б/с.
Согласно прогнозу МЭА, к 2030 г. использование электромобилей будет обеспечивать экономию в 4,2 млн б/с (чуть более 4% текущего глобального спроса на нефть). При этом во второй половине 2020-х на рынке нефти будет расти роль стран вне ОПЕК+:
◼️ввод новых плавучих установок по добычу, хранению и отгрузке (FPSO) нефти на блоке Stabroek позволит Гайане к 2027-2028 гг. нарастить добычу с нынешних 600 тыс. б/с до 1,2 млн б/с;
◼️к 2027 г. в Мексиканском заливе будет введен в строй экспортный нефтеналивной терминал SPOT мощностью 2 млн б/с, в результате экспорт нефти из США увеличится с 4 млн б/с до 6 млн б/с (второй показатель в мире после Саудовской Аравии);
◼️в мае 2024 г. в Канаде была завершена модернизация нефтепровода TMPL, увеличившая его проектную мощность с 300 тыс. до 890 тыс. б/с. Это позволит увеличить отгрузки нефти из ключевой для канадской нефтедобывающей отрасли провинции Альберта на мировой рынок (сейчас свыше 90% экспорта нефти из Канады приходится на США);
◼️серьезный прирост добычи может обеспечить и Бразилия, которая, несмотря на вступление в ОПЕК+, не участвует в распределении квот; согласно прогнозу Rystad Energy, Бразилия в период до 2030 г. обеспечит 12 из 48 мировых заказов на строительство судов FPSO, которые используются для добычи на шельфе Атлантики.
Экономия в наземном транспорте наряду с ростом добычи и экспорта вне стран ОПЕК+ приведут к усилению давления цен на нефть. В результате для участников сделки ОПЕК+ потеря рынка станет более значимым риском, чем падение цен.
Родионов
*
Россия, Казахстан и Ирак взяли на себя обязательства по дополнительному сокращению нефтедобычи, чтобы компенсировать нарушение обязательств в первые месяцы 2024 г., следует из пресс-релиза ОПЕК.
В период с июня по сентябрь 2024 г. квота на добычу нефти в России будет составлять 8,978 млн баррелей в сутки (б/с), в Казахстане – 1,468 млн б/с, а в Ираке – ровно 4 млн б/с (без учета газового конденсата и прочих жидких углеводородов.
Для сравнения: добыча нефти в России по итогам первых четырех месяцев 2024 г. составила 9,41 млн б/с, в Казахстане – 1,55 млн б/с, а в Ираке – 4,30 млн б/с (без учета газового конденсата и прочих жидких углеводородов), согласно данным Управления энергетической информации (EIA) Минэнерго США.
Россия, Казахстан и Ирак – главные «фрирайдеры» сделки ОПЕК+, чему есть объективные предпосылки. Если в Саудовской Аравии, Кувейте и, с некоторыми оговорками, ОАЭ нефтедобывающая отрасль контролируется государственными монополиями (Saudi Aramco, Kuwait Oil Company и ADNOC), которые являются «приводным ремнем» национальных энергетических регуляторов, то в России, Казахстане и Ираке нет одного-единственного игрока, который бы контролировал нефтяную отрасль, даже несмотря на огосударствление российской отрасли в последние 20 лет.
Поэтому участие России в сделке ОПЕК+ неизбежно порождает разногласия с Саудовской Аравией, что стало одной из причин развала первой сделки ОПЕК+ (март 2020 г.).
На картинке – обновленные квоты на добычу для ключевых участников сделки ОПЕК+.
Родионов
Jun 2 at 20:32
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ: