Почему самолёты не танцуют

топ 100 блогов lx_photos09.08.2019 Всю свою историю авиация борется с разными бедами.
Самая большая - это пассажиры.
И вторая по значимости - это вибрации.
Почему самолёты не танцуют 20190727_210222

И если с первой неплохо справляется асфальтоукладчик, то вот про вторую я вам сегодня расскажу.



Зрелище садящихся самолётов прекрасно.


Однако стоит обратить внимание, как у них колбасятся колёса.
Конечно, ни к чему хорошему это не приводит.
Однако проблема вибраций стоек шасси на больших скоростях бывала и посерьёзней.
Вот, к примеру, как вибрирует стойка маленькой Цессны:


Такие вибрации - типа "Шимми" - возникают в упругой системе крепления стойки при совпадении собственной частоты колебаний с частотой внешних воздействий.

На это могут влиять некоторые конструктивные особенности стойки.
Это - ненормальное положение.
А чтобы эти вибрации погасить, и используется демпфер на стойке шасси.
Сегодня расскажу и покажу демпферы на основных ногах.

Действовать будем, как это принято в авиации, через жопу - от сложного к простому :)
Начну с самого сложного по конструкции, и самого старого - Shimmy damper от Boeing-737 Classic.
Почему самолёты не танцуют 20190728_052435
Демпфер устанавливается обычно в соединении верхнего и нижнего звеньев шлиц-шарнира ноги.
Его задача - гасить быстрые повороты колёс относительно оси амортстойки (влево-вправо).
Гасит он эти перемещения с помощью поршня в цилиндре с гидрожидкостью. Этот поршень при приложении усилий поворота колёс пропускает жидкость через небольшие отверстия в себе. И на преодоление гидравлического сопротивления затрачивается механическая энергия.
Схема агрегата:
Почему самолёты не танцуют Damper CL
Внизу видим поршень с отверстием.
Один его конец соединён с одним плечом шлиц-шарнира, а второе плечо шлиц-шарнира закреплено к корпусу агрегата.
Когда колёса поворачиваются в сторону от направления движения самолёта, то амортстойка с одним концом шлиц-шарнира и корпусом агрегата остаётся неподвижной, а второй конец двигает поршень внутри цилиндра. Преодолевая сопротивление продавливаемой в отверстие жидкости.

Вообще, шлиц-шарнир на ноге как раз и нужен, чтобы колёса не поворачивались сами по себе вокруг оси амортстойки. А были установлены параллельно направлению движения самолёта. Но вот Shimmy damper позволяет колёсам немного поворачиваться влево-вправо. С трудом.

Разбираем схему дальше.
Сверху по схеме видим подвод гидрожидкости из гидросистемы A. Видно, что подводится давление из сливной линии (System RETURN). Это означает, что в принципе, в этот демпфер надо просто залить жидкость, а давление внутри него не принципиально. Поэтому использовано минимальное имеющееся давление в гидросистеме. Это - давление внутри бака, созданное наддувом воздуха сверху жидкости (номинально 3, но до 5 атм).
Далее жидкость через обратный клапан попадает внутрь агрегата. Встречно-параллельно этому обратному клапану установлен другой, на давление 5-6 атм. Он стравливает жидкость назад в гидросистему при повышении давления внутри демпфера из-за температурного расширения жидкости.
Через два обратных клапана жидкость попадает в противоположные полости поршня внутри цилиндра. Для стравливания воздушных пробок после установки агрегата есть два винта.
В составе демфера есть компенсатор. Это подпружиненный поршень, поддавливающий жидкость внутри давлением 2-6 атм. Ещё за каким-то чёртом ввернули стравливающий клапан на 150 атм. Пишут, что тоже от термического расширения.
Почему самолёты не танцуют CL Description

Врыв-схема системы:
Почему самолёты не танцуют CL details

Следующим в нашем выпуске вы увидите Shimmy damper от Boeing-737 NG.
Почему самолёты не танцуют 20190728_014433

Он заметно меньше и аккуратнее, чем на Классике.
Почему самолёты не танцуют 20190728_014409

Похоже, на этом агрегате конструкторы стали подозревать, что не все грибы одинаково полезли, и выкинули к херам половину клапанчуков.
Почему самолёты не танцуют Damper Sys NG

Схема стала значительно проще. Как и описание.
Почему самолёты не танцуют Damper NG

Колебания всё так же гасятся протискиванием гидрашки через отверстия в поршне.
Подвод гидрашки сделан от активной в данный момент системы на выпуск-уборку (штатно это A). Компенсатор тоже остался, но поддерживает уже полторы-две с копейками атмосферы.
Почему самолёты не танцуют NG description

В разборке демпфер выглядит примерно так:
Почему самолёты не танцуют NG details

Почему самолёты не танцуют NG other side

Вся система:
Почему самолёты не танцуют NG apex pin

И, наконец, последним по порядку - но не по значению! - у нас выступает демпфер от Airbus-320.
Почему самолёты не танцуют MLG CEO

Почему самолёты не танцуют 20190724_105614

Он тоже находится спереди основной ноги, в соединении звеньев шлиц-шарнира.
Почему самолёты не танцуют Damper CEO on MLG

Эйрбасные конструкторы не заморачивались с объяснениями.
Почему самолёты не танцуют Damper CEO Description
Уменьшает вибрации, и есть гидрашка. Чего вы ещё хотите?
Однако я был бы полным пидарасом, если бы просто тупо показал в третий раз такой же демпфер, как и раньше.
Поэтому этот демпфер всё же отличается от боинговских :)
Почему самолёты не танцуют 20190727_210222

Как видно, сверху него есть резервуар.
Почему самолёты не танцуют Damper CEO Full

Для гидрашки.
Почему самолёты не танцуют Damper CEO Levels
А на резервуаре - клапан стравливания воздушных пробок и...
и всё!

А как же подвод гидрашки?
Воот.
А подвода гидрашки тут, собственно, и нету. Источником гидрожидкости служит тот самый небольшой резервуар сверху демпфера.
Почему самолёты не танцуют Damper CEO Lower
Он подпружинен на выдавливание жидкости в корпус демпфера.
А гидрожидкость закачивается в него под давлением через штуцер с обратным клапаном снизу демпфера.
Почему самолёты не танцуют 20180328_112057
(синенький торчит снизу)

Уровень гидрожидкости отслеживается по рискам на корпусе.
Почему самолёты не танцуют Damper CEO Levels Only

Когда нижний обрез резервуара находится в зоне FULL, это нормально.
А при утечке жидкости пружина будет поддавливать резервуар вниз, и он по мере расходования жидкости будет опускаться. И когда дойдёт до уровня REFILL, то это значит, что пора дозаправлять систему.
Почему самолёты не танцуют 20190724_105643

И с этим демпфером у меня была связана одна неинтересная история.
Прилетел как-то чей-то самолёт, и меня вызвали, потому что этот резервуар опустился ниже надписи FULL.
Я приехал, и обнаружил, что жижка слегка подтекает.
И когда стал искать причину, то увидел, что контровка к корпусу демпфера оборвана. И он слегка выкрутился.
Оказалось, что резервуар банально вкручивается в корпус демпфера по резьбе :)
Ну, я его затянул. И законтрил заново. А жидкости там ещё было выше REFILL.

Такой вот простой демпфер ставят на Эйрбасах.
Эйрбас рулит, однозначно :)

View Poll: #2094743



При публикации указывайте первоисточник.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Прочитал, наконец, расшифровку двухчасового разговора с Навальным в эфире "Эха" на этой неделе. Открытий не ждал, но было интересно, с чего вдруг часть френдов начала активно называть Навального фашистом и фюрером, сравнивать с Гитлером и ...
Интересная часть интервью с утонувшей дрянью: Чтобы дать читателям возможность разобраться во всей этой истории, нам придется вернутся к ее началу. Как получилось, что ты и твой фонд стали заниматься донецкими детьми? Информацию я получила через Совет по правам человека. Еще в ...
У нас в Сибири весна долго приходит, неторопливо. Днём солнышко пригреет, снег и подтает — здесь лужа, там прогалинка. А на ночь солнце скроется — зима и ...
Вот что-то сны заибалле в последнее время.Хуй-пойми какия... всякая чушь,после которой просыпаешься весь разбитый,с осадком в душе. Пробовал не есть перед сном,пробовал капли капать.... один хуй посещают кажную ночь,блеать... ...
Так называется рынок в Таганроге с непродовольственными товарами. Надо было купить болты на конструируемый прицеп и приглядеться к патрону на дрель Метабо (старый совсем устал). Проблема патрона - посадочная резьба 3/8 дюйма. Новый родной стоит хорошо под 2000₽. И сверло надо было на 12 ...