Почему придворное платье в 18-м веке стоило как чугунный мост
dombusin — 07.08.2021Вчера писала, почему вообще появилась странная мода на огромные широченные платья: это был способ наглядно показать свое высокое место в иерархии и свое огромное достояние.
Сотни и даже тысячи часов ручного труда, вышивка, кружево, золотое шитье – все это делало нарядную одежду очень дорогой. А особенно, умопомрачительно дорогой делала платье шелковая ткань, и чем шире была юбка и длиннее шлейф, тем богаче и влиятельнее выглядела хозяйка этого платья.
И самой дорогой тканью из шелковых была вошедшая в конце 17-го века в моду шелковая парча, произведенная в Европе, по дизайну европейских мастеров, но с большим видимым влиянием востока. Вообще, восточные мотивы были в моде в начале 18-го века, это отражалось на мебели, стиле одежды и предметах искусства.
Платье из парчи с рисунком в восточном стиле, Франция 1735 г.
Ткань парча – это особенный вид декоративного полотна с плотным плетением нитей, на котором вытканы узоры, имитирующие вышивку. Изначально парча, появившаяся примерно о 2-м веке до н.э. в Китае, была шелковой тканью с золотой нитью, но центрами производства роскошной парчи до нового времени были центральная Индия и Персия.
Фрагмент парчового платья, 1740-е, Франция
Парча производилась из китайского и индийского шелка, различающегося по качеству: китайский более нежный, блестящий, с длинным волокном; индийский, который называли «дикий шелк» - матовый и чуть грубоватый.
Европа импортировала восточные ткани (не только шелк) в огромных количествах, но с середины 17-го века во многих европейских государствах появились законы, защищающие местных производителей и ограничивающие ввоз готовой материи. Это дало толчок развитию собственной, европейской промышленности, производящей очень дорогие и сложные ткани из шелкового китайского сырья.
Образцы парчи, произведенной в Англии, 1710-е годы
Шелковую парчу одновременно стали производить во Франции, Англии и Северной Италии. Отличие парчи от обычной ткани в том, что в ней присутствует, кроме нити основы и поперечного ей утка, еще одна нить, с помощью которой вышиваются узоры.
Вертикальная нить - основа, горизонтальная - уток, и горизонтально шла третья нить, с помощью которой ткались выпуклые узоры
Вначале 19-го века Жозеф Жаккард изобрел ткацкий станок, с помощью которого начали делать аналогичные ткани, жаккардового плетения. Но во времена огромных платьев плотную шелковую парчу с цветными вытканными узорами и золотыми нитями ткали на ручных станках, долго, кропотливо и с невозможностью отвлечься от соблюдения орнамента.
На современных жаккардовых тканях рисунок одинаков на лицевой и изнаночной стороне, на парче, вытканной на ручном станке 18-го века декор только на лицевой, а на изнанке – лишь часть стежков.
Парчовый мужской жилет и ткань в приближении, 1715 год
Характерная черта узоров на парче 18-го века – асимметрия, растительные орнаменты в восточном стиле и диагональность. Чаще всего на ткани был выткан сюжет размером 70х25 см, который как раз дважды укладывался по ширине полотна и был расположен со смещением в рядах, создавая диагональную направленность.
Такие узоры выгоднее всего смотрелись на больших платьях, из такой же парчи шили и мужскую парадную одежду – шелковые жилеты с рукавами.
Домашнее платье из парчи, 1720-е
Ткачи, выпускающие парчу, получали готовые шелковые нити из Китая – из них надо было сплести более толстые нити и их окрасить, натянуть на станке, и очень терпеливо изготавливать плотную ткань, имея сразу две поперечные нити – для основного полотна и для вытканных узоров. Иногда добавлялась и золотая нить, вернее, оплетенный тончайшей позолоченной серебряной проволокой шелк. За день ткач делал всего несколько десятков сантиметров полотна.
Сохранились каталоги 18-го века с разработанными художниками дизайнами для тканей: 1708 год, Англия, Спиталфилдс (здесь была фабрика по выпуску парчи). Карандаш, перо, тушь и акварель на бумаге
Дорога была работа, и очень дорог и ценен материал, на большое платье из плотной шелковой парчи требовались сотни тысяч шелковых коконов. А еще это платье нужно было вручную сшить, пришить дорогое кружево – вот и получалась стоимость, сравнимая с чугунным мостом.
|
</> |