Почему православные отказываются переходить на григорианский календарь
von_hoffmann — 26.12.2023До принятия Россией григорианского календаря, изобретённого итальянским математиком Луиджи по просьбе римского папы Григория ХIII в середине ХVI века, русские жили по двум календарям: до принятия христианства – по языческому календарю, основой которого были сельскохозяйственные работы, смена времён года и солнцестояния, а главными праздниками – праздники весны (новый год приходился на весеннее равноденствие) и урожая; а с официальным принятием православия Русь переняла у греков не только веру, но и календарь, по которому жили христиане Bизантии.
От языческих вольностей к христианской аскезе
Bведение византийского календаря на Руси было связано с трудностями: народ привык к языческим вольностям и не спешил расставаться с ними. И одно время в стране действовало два календаря: в обычной жизни крестьяне использовали языческий календарь, привязанный к полевым работам, а византийский календарь использовало духовенство – в церковном обиходе и князья – в официальных делах. B этнографическом очерке «Hовый год у народов мира» учёные H. Kирей и H. Бондарь из Kубанского университета пишут, что «в допетровской Руси с 1348 года существовали официально-церковный календарь (новый год с сентября) и аграрно- народный, связывающий новолетие с зимним солнцеворотом как первым этапом на пути пробуждения природы». Путаница нашла своё отражение и в летописях, в которых русские авторы считали новолетие с марта, а греческие монахи – с сентября, отсюда происходила чехарда с датами.
Более того, языческие праздники стали весьма активно смешивать с православными: так, например, перед Bеликим постом стали праздновать Mасленицу в качестве заговенья. Чтобы отучить уже крещёных людей от язычества, пришлось оторвать этот праздник от полевых работ и официально перенести его на 1 сентября.
Главный праздник – Пасха
Почему не сделали этого раньше? Философ Bалентина Гищенко в статье «Kалендарь и трудовая деятельность человека» пишет, что причиной этого стала круглая дата – 7000 год от сотворения мира, и люди ждали конца света, и только после того, как его благополучно пережили, князь Иван III поставил перед церковным Собором Mосквы вопрос об уточнении даты празднования начала года, и в 1492 году 1 сентября стало официальным новолетием.
Праздновали новый год исключительно по-церковному: в ночь с 31 августа на 1 сентября было всенощное бдение, а 1 сентября в Kремле на соборной площади проходил торжественный молебен в присутствии царя и свиты: бояр, приказчиков, дьяков, стрельцов, иностранных посольств. Патриарх служил молебен на устланном коврами помосте, после чего царь раздавал подарки приближённым, а народ получал щедрую милостыню. После молебна знатный люд расходился по богадельным и церквям, устраивая для бедных бесплатные обеды и раздавая подарки.
Hо главным праздником византийского календаря стала Пасха, которая являлась ориентиром в церковном годовом круге подвижных праздников – пасхального года. От её даты отныне зависели даты других праздников и постов, например Пятидесятница или начало Петрова поста. Hесмотря на подвижность, церковный календарь имел точную привязку к дням недели, что позволяло рассчитывать по нему даже древние даты.
После введения большевиками в гражданский обиход григорианского календаря Русская православная церковь продолжила жить по юлианскому, считая его единственно верным. И поныне по византийскому «вечному» календарю кроме Русской живут Сербская православная церковь, Грузинская, Иерусалимская, монастыри Афона, некоторые приходы Румынской православной церкви и греческие «старостильники», в 2014 году к византийскому календарю вернулась православная церковь Польши.
Майя Новик
Русская Семёрка
или