рейтинг блогов

24 декабря Православная церковь отмечает день священномученика Феофана

топ 100 блогов von_hoffmann24.12.2023
24 декабря Православная церковь отмечает день священномученика Феофана


Епископ Соликамский Феофан (Ильменский) — один из сонма новомучеников и исповедников Российских, прославленных архиерейским собором 2000 года. Мученическую кончину свою он принял в Перми, однако жизнь его связана с Саратовской землей, здесь он родился, здесь стал священником, а затем принял решение о монашеском постриге. А прихожане одного из саратовских храмов — маленького храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины — считают новомученика Феофана своим небесным покровителем. Ведь этот храм, вновь открытый и освященный несколько лет назад,— все, что осталось от Мариинского института благородных девиц, закрытого в 1918 году. Церковь Марии Магдалины была его домовой церковью, а будущий новомученик, тогда еще просто отец Сергий, служил в ней и обучал девиц Закону Божию. О крестном пути епископа Феофана рассказывает протоиерей Алексий Марченко, доктор исторических наук, заведующий кафедрой теологии Пермского государственного университета, настоятель храма Всех Святых г. Перми.
26 февраля 1917 года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Перми совершилась хиротония архимандрита Феофана (Ильменского) во епископа Соликамского — викария Пермской епархии. В тот же день епископ Феофан написал об этом своему духовному отцу, настоятелю Валаамского монастыря игумену Маврикию: «Ваше Высокопреподобие, Высокочтимый о. Игумен! Сердечно благодарю Вас за Ваше радостное отеческое приветствие моего недостоинства с благодатью хиротонии в святейший сан архиерейства. Письмо Ваше было прочитано Преосвященным Андроником после торжества хиротонии в числе всех епископов, участвовавших на торжестве… Напутственный сим благословением, я был спокоен и, слава и благодарение Богу, все прошло благополучно…».
В Соликамск Владыка прибыл 12 марта 1917 года, приступив к управлению викариатством. Канцелярия и резиденция викарного епископа находилась в Свято-Троицком Соликамском мужском монастыре, настоятелем которого был назначен сам епископ Феофан.
Назначение Владыки Феофана викарным епископом, как и само учреждение в Пермской епархии Соликамского викариатства, было вызвано жизненной необходимостью. Владыка должен был стать первым помощником и соратником епископа Пермского и Кунгурского Андроника (Никольского). «Условия усложняющейся народной и государственной жизни, а равно и несомненное в ближайшем времени усиление раскольнической, сектантской и безрелигиозной пропаганды делает совершенно непосильным архипастырский труд в епархии для одного епархиального архиерея»,— так мотивировал необходимость учреждения викарной кафедры епископ Андроник в своем письме Пермской духовной консистории.
По прибытии на кафедру епископ Феофан пять месяцев занимался объездом подведомственных ему приходов и совершением богослужений. Для организации управления обширной территорией при викарии был создан пресвитерский совет из шести протоиереев. Однако пребывание в Соликамске оказалось недолгим.
Уже в начале августа 1917 года епископ Феофан прибыл в Пермь. Здесь 8 августа состоялся епархиальный церковный съезд, на котором были избраны делегаты на Поместный собор Российской Православной Церкви от Пермской епархии. 9 августа 1917 года, в связи с отъездом на 1-ю сессию Поместного собора архиепископа Андроника, епископ Феофан временно принял на себя управление Пермской епархией. А в октябре 1917 года Временное правительство пало, власть в стране захватили большевики.
В это страшное время епископ Феофан смело взял на себя не только бразды административного правления епархией, но и ответственность за души ее пасомых чад. В газете «Пермские епархиальные ведомости» появляются его обращения к пермской пастве, содержащие призыв неизменно «хранить православную веру». К середине декабря 1917 года владыка Феофан на короткое время возвращается в Соликамск. К 20 января 1918 года его вновь вызывают в Пермь.
28 января 1918 года в Перми был опубликован декрет СНК «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви». Через неделю после издания этого документа, 4 февраля 1918 года, в Перми под руководством епископа Феофана прошел многолюдный крестный ход. С хоругвями и иконами по оживленным центральным улицам прошло около 3 тысяч человек, протестующих против дискриминационных действий советской власти в отношении Церкви.
В марте 1918 года чрезвычайно напряженной оказалась ситуация в Соликамске. Неизвестные лица по всему городу расклеили воззвания, призывающие к активному выступлению против большевиков. Текст воззвания был отпечатан на оборотной стороне церковных документов. Естественно, подозрение в подстрекательстве пало на духовенство.
4 марта 1918 года пастырское собрание соликамского духовенства во главе с благочинным Градо-Соликамского округа В. Извольским постановило: «Довести до сведения Соликамского Исполнительного комитета солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, что духовенство, как раньше, так и теперь, находясь вне политики и каких-либо в этом роде выступлений, не могло даже и думать о таком в высшей степени гнусном поступке, тем более что и со стороны Совета не было по отношению к духовенству каких-либо распоряжений, которые могли бы поставить духовенство в компромиссное к Совету положение. Посему духовенство с гневом отвергает провокаторское выступление со стороны темных личностей, просит Совет принять уверение в лояльности отношений духовенства ко всем гражданам без различия партийности и служебного положения».
Епископ Феофан остался недоволен нейтральной позицией по отношению к советской власти своих подчиненных. Находясь в Перми, владыка наложил на документах пастырского собрания следующую резолюцию: «Отцы и братья! С великой грустью прочитал я сей журнал пастырского собрания духовенства церквей г. Соликамска. Пастыри Церкви, служители «идеалам христианства», выражают «лояльность» всем гражданам без различия... в том числе и проявившимся среди нас, к глубокому сожалению, людям, отторгшимся от единства веры с нами, насильникам и грабителям, наполнившим город наш грабежами и убийствами… Куда пошли 500 000, взятых у граждан г.Соликамска? Где хлеб, обещанный ими? …Нет! Не так должны были Вы ответить Комитету и населению на провокаторские обвинения 4 марта, расклеенные на улицах Соликамска. С негодованием отвергнув обвинение в том, что будто бы Вы призывали к вооруженному восстанию против бандитов и избиению их, Вы в то же время должны были, как пастыри, как соль земли, как свет мира, высказать свой нравственный суд насильникам и грабителям, выразить им свое негодование и порицание… Обращаюсь с сим призывом к иерейской совести всякого из Вас. Не посрамите моей совести, пред Вами скорбящей «о вашем искушении от врага…». В заключении послания, пригрозив судом Патриарха, епископ Феофан благословил благочинного вновь собрать пастырское собрание и вынести свое суждение.
В ночь с 3 на 4 июня 1918 года власти арестовывают архиепископа Андроника. Уходя под арест, владыка оставляет епископу Феофану письменное распоряжение «вступить в управление епархией в случае его насильственной смерти». Распоряжением архиепископа, оставленным на случай ареста, в епархии был объявлен интердикт — прекращены богослужения во всех храмах. Священникам предписывалось совершать только Таинство Крещения и отпевать умерших.

24 декабря Православная церковь отмечает день священномученика Феофана
Храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Наши дни.


Чтобы войти в церковь Марии Магдалины, нужно сначала войти в городской парк. Найти храм с недавних пор нетрудно: над временной звонницей — временный же голубой куполок.
Мариинский институт благородных девиц был закрыт в 1918 году. Храм уничтожили несколько позже — до 1923 года, по крайней мере, он еще действовал, об этом говорит сохранившееся письмо его прихожан с жалобами на притеснения.
Долгие годы помещение занимал Дом культуры железнодорожников, затем — губернский театр хоровой музыки. В начале 90-х годов верующие подняли вопрос о возвращении здания Церкви. В 1995 году по благословению епископа Саратовского и Вольского Александра был создан приход храма во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.
В июне 2005 года в пользование приходу было передано храмовое помещение, где ранее располагался концертный зал театра. Пришлось снимать театральные кресла, демонтировать оркестровую яму, возводить алтарную перегородку. В дальнейшем были изготовлены иконостас, престол и жертвенник, обустроена для богослужения алтарная часть.
А еще пришлось долго судиться с ночным клубом, занявшим часть исторического помещения храма и не желавшим уходить. В конце концов, суд признал правоту Церкви.
В день престольного праздника 4 августа 2005 года состоялось первое богослужение в исторических стенах. Божественную литургию совершил Преосвященнейший Лонгин, Епископ Саратовский и Вольский.
Возрождение храма Марии Магдалины еще далеко от завершения. Но сделано уже много, и можно не сомневаться: дело будет доведено до конца. Храм, в котором служил будущий священномученик Феофан, обретет достойный вид.
Епископ Соликамский Феофан (Ильменский) причислен к лику новомучеников и исповедников Российских Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года.

Протоиерей Алексий Марченко
Журнал «Православие и современность» № 13 (29) 2009 г.



Кнопка
или
24 декабря Православная церковь отмечает день священномученика Феофана

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
...
Говорят, что в Кремле в последнее время серьезно озабочены разработкой новой стратегии для партии «Единая Россия». Это неудивительно – до выборов в Государственную думу остается чуть более года. П ока план действий определен в общих чертах. ...
Видел сегодня апастного чувака. Ну и поугадывать чонить можете. ...
Падение режима неизбежно. Путинские сатрапы доживают последние дни, кривясь при виде любого оппозиционного хипстера или модного микроблоггера. Влад Путин, испуганно щуря маленькие глазки, из-за стен Кремля наблюдает за каждым движением в Жан-Жаке, каждый час проверяя количество топлива в ...
Или что означает снижение уровня прожиточного минимума в третьем квартале этого года? Это означает, что число бедных, а точнее нищих, ибо на прожиточный минимум прожить невозможно - можно только выжить, стало меньше на целый миллион человек. Было 19,8, а стало 18,8 млн. человек по ...