Почему не надо трогать веру
vad_nes — 06.07.2023В деле собирания русских земель Великое княжество Московское и
Великое княжество Литовское соперничали несколько столетий, и
сегодня ВКЛ часто вспоминают как несостоявшуюся альтернативу
Московской Руси. Некоторые авторы даже говорят о «двух русских
проектах», московском и литовском, «тоталитарной» Восточной Руси и
«демократической» Западной.
Но вот это уже ошибка.
При всех своих несомненных достижениях и безусловных достоинствах
Великое княжество Литовское никогда не было русским государством.
Особенно – после унии с Польшей.
Более того – сегодняшние правозащитники вполне могли бы называть
русское население этой страны «дискриминируемым национальным
большинством». Да, да, бывает и такое.
Разумеется, дискриминация осуществлялась не по национальному
признаку – до национальности тогда никому не было дела. Речь шла о
гораздо более серьезных вещах – о вере и религии.
Православным русским польские и литовские католики всегда очень
понятно объясняли - кто здесь главный. И не сказать, что это был
суровый булинг. Нет, вроде бы мелочи – но весьма неприятные. Ты
вроде как свой - но не совсем свой. Второсортный и подозрительный.
А это задевает.
Самое главное, католическая церковь упрямо отказывалась признавать
русских не только равными себе, но вообще христианами. В документах
Речи Посполитой всегда четко разделялись «ruthenus vel
christianus» (русский или христианин). По мнению
католиков, схизматик – хуже иноверца, поэтому дело доходило до
курьезов – к примеру, в католических документах православная
церковь часто называлась «синагогой».
Поэтому же браки между литовцами и русскими разрешались только при
одном условии - если русский партнер примет католичество.
Исключение не делалось ни для кого, даже знаменитой православной
княгине Софье Гольшанской пришлось креститься заново, чтобы выйти
замуж за великого князя Литовского Ягайлу, ставшего польским
королем.
Ненавистники "москалей" любят вспоминать магдебургское право,
которые получали в ВКЛ русские города, но забывают сказать, что в
большинстве этих актов четко указывалось, что самоуправление
предоставлялось лишь «христианам» или, как сказано в
некоторых текстах, "немцам и полякам", а на «схизматиков»
магдебургское право не распространялось.
Верхушку правительства Великого княжества Литовского – раду –
составляли в том числе и римско-католические епископы из Вильно,
Луцка, Бреста, Жемайтии и Киева – но всем православным иерархам
путь во властные структуры был наглухо закрыт.
Это что касается горожан и духовенства… Досталось и православному
крестьянству. На русских землях начали создавать католические
костелы, но деньги на их содержание взимали с… православного
населения соответствующего прихода. А что такого? Католического
населения там практически нет, а жить на что-то ксендзам надо.
Наконец, с какого-то момента на «неполноценность» указали и самой
важной части русского населения Литвы и Польши. Тем, в лояльности
которых власти были заинтересованы сильнее всего – предводителям
военных дружин, русским князьям и боярам. Началось все с изданного
в 1387 г. привилея принявшему католичество литовскому боярству –
сменившие веру приобрели свободу распоряжения своими имениями, они
освобождались от целого ряда налогов и повинностей.
Дальше – больше. В акте, определявшем условия унии между Польшей и
Великим княжеством Литовским, отмечалось, что ранее жалованными
правами и вольностями могут пользоваться лишь те «бароны и
благородные Литовской земли», которые исповедуют христианскую
веру, а не «схизматики и другие неверные». Появилось еще
одно нововведение – отныне на высшие государственные посты (воевод
и каштелянов в Вильно, Троках, других местах) и место в составе
великокняжеской рады могли претендовать исключительно католики.
Что было дальше – догадаться нетрудно. Одни прогнулись, другие
возмутились.
Началось восстание Богдана Хмельницкого, вылившееся в Переяславскую Раду с криками: «Волим под Царя Восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину, достати!».
|
</> |