Почему читатели покупают всякий шит, а хорошие книжки – не покупают

топ 100 блогов vad_nes23.11.2020 Почему читатели покупают всякий шит, а хорошие книжки – не покупают

В последнее время участились разговоры о том, что читатель, поганец эдакий, традиционно поддерживает трудовым рублем на площадках книжных продаж всякое дерьмо, а хорошие книги – не поддерживает.

Ладно, бог с ними, с блогами на сайте «Автор. Тудей», где в последнее время топовых авторов атакуют семо и овамо. Но даже известный литературный критик Галина Юзефович на днях сетовала, вся эта индустрия прямых продаж авторами своих книг в Сети как явление очень интересно, но «99 процентов того, что там лежит, полная дрянь».

И добро бы речь шла о давнем антагонизме между серьезной и жанровой литературами. Но нет же – классические фантасты аудиторией сайта «Автора.Тудей», специализирующегося именно на фантастике, недовольны ничуть не менее. Почему?
Потому что тамошняя аудитория покупает всякое ЛитРПГ и бояр-аниме, а классическую фантастику или какое дарк-фэнтези – практически не покупает. Можно вспомнить, например, Ника Перумова, который, начав продавать там свои новые книги, был сильно раздосадован низкими продажами. Настолько, что, написав постинг в стиле «ухожу обиженный», снес к чертям аккаунт вместе с проданными авансом книгами. Потом, правда, вернулся с извинениями.

На этом месте по плану прихожу я в белом пальто и тучи развожу руками.

В общем, я решил тоже влезть в дискуссию, и прибить свои тезисы к дверям виттенбергской церкви. Пусть не 95, но хотя бы 7.

Тезис первый – про специализацию. На АТ покупают ЛитРПГ и бояр-аниме, потому что там все время продавали ЛитРПГ и бояр-аниме. Отсюда проистекает очень важное следствие – этот сайт населяют люди, покупающие и читающие ЛитРПГ и бояр-аниме. Продавать там что-нибудь другое - поэзию, исторический детектив или классическую фантастику – примерно как торговать телевизорами в булочной. Что-то, может быть, и продастся, но наплыва покупателей точно не будет – не за телевизорами они сюда пришли.

Тезис второй – про аудиторию. В чем причины такой жесткой специализации? Ответ простой – в прикормленной аудитории. Не просто аудитории – а в прикормленной аудитории, это важно. Грубо говоря, потенциальная аудитория Ника Перумова в несколько раз больше потенциальной аудитории Кирилла Клеванского, возглавляющего топ авторов на АТ. В несколько раз. Но аудитория Перумова рассеянна по всему интернету и не только. И 99% потенциальных покупателей понятия не имеют даже, что Перумов выкладывает новую книжку «Александровские кадеты» на АТ. В противовес аудитории Перумова аудитория Клеванского в полном составе сидит на АТ и смиренно ждет новую главу, заплатив за книжку авансом. В итоге один зарабатывает там в десятки раз больше другого.

Тезис третий – про культивирование. Закономерный вопрос – почему у Клеванского на АТ большая аудитория, а у Перумова – небольшая. И вновь ответ простой – потому что Перумов всю жизнь работал с читателями через посредника в лице издателя, поэтому у него нет выхода на свою аудиторию. А Клеванский – один из пионеров прямых авторских продаж в Сети, всю жизнь работал со своей аудиторией напрямую. Он ее культивировал – в прямом смысле слова. В итоге Кирилл в буквальном смысле носит ее с собой, а его читатели с чистой совестью могут сказать «мы такие с ним друзья – куда он, туда и я». Именно Клеванский, в свое время перейдя с сайта «Rulate Translate» на «Автор.Тудей», привел туда огромное количество любителей «боярки».

Тезис четвертый – про кооперацию. Однако любовным взращиванием аудитории секрет успеха не исчерпывается. Популярные авторы ЛитПРГ тоже активно работали со своей аудиторией, и к моменту запуска АТ почти все они весьма успешно продавали свои книги на собственных сайтах, причем у некоторых из них, вроде Василия Маханенко, функционал сайта был на вполне профессиональном уровне. Однако в конечном итоге все они забросили свои «хоум пейджи» и переехали на нейтральную территорию – на «Автор.Тудей». Почему? Ответ в два слова – «взаимопереток читателей». Именно этот принцип – «прочитал ЛитПРГ любимого автора, сунул нос в ЛитРПГ другого писателя» - обеспечивает им на этом сайте стабильный рост аудитории.

Тезис пятый – про рекламу. Впрочем, аудитория увеличивается не только взаимным перетоком. Все успешные авторы дают рекламу, привлекая на сайт все новых и новых любителей ЛитРПГ и бояр-аниме. Тем самым, как вы правильно догадались, увеличивая степень специализации сайта. Их усилиями «Автор.Тудей» все больше и больше становится «сайтом для продаж ЛитРПГ и бояр-аниме».

Тезис шестой – про шансы. Что же делать писателям, работающим в других жанрах? Имеет ли смысл пытаться разрушить пресловутую «монополию литрпгешников»? С одной стороны - да, безусловно, стоит. Тому пример – пресловутое классическое «попаданчество». Еще года полтора назад книги про попаданцев в прошлое и альтернативную историю не пользовались особым спросом на АТ. Однако после того, как на сайт перебрался некий пул популярных авторов этого направления и после пары лет их активной работы с аудиторией (а том числе и посредством рекламы) попаданчество ныне весьма неплохо продается на АТ. А ведущие авторы этого направления пусть пока и не в топ-25 самых успешных авторов АТ, но в топ-50 уже вполне, и вполне могут себе позволить «жить с пера». «Попаданчество» уже перешла на АТ некий порог «коммерческой выживаемости».

Тезис седьмой – про шапкозакидательство. С другой стороны, я хотел бы упредить необоснованные надежды. Пока это единственный пример «выхода на самоокупаемость», за единичными исключениями все остальные жанры не приносят на АТ доходов, позволяющих авторам заниматься этим профессионально, а не в режиме подработки. Не стоит думать: «Я сейчас со своим славянским фэнтези зайду на АТ, в рекламу вложусь, аудиторию наберу и быстренько отобью вложения». Не отобьете.

Как я уже сказал, вывод какого-либо жанра в самоокупаемость процесс, во-первых, коллективный - без совместных усилий хотя бы 5-10 востребованных авторов будет очень сложно. А во-вторых, он довольно затратный. С той же рекламой у вас почти наверняка возникнут большие проблемы. Это ЛитПРГ и боярку рекламят с утра до вечера в диких объемах. А приди вы к рекламщикам с нон-фишеном, они, как честные люди, вам сразу скажут, что наработанных площадок для рекламы нет, искать их придется методом тыка, работая на «холодную» аудиторию. Потому реклама вам обойдется гораздо дороже, чем авторам, работающим в популярных жанрах.

Грубо говоря, читательскую аудиторию не купишь. Эта игра – вдолгую. Больше всего она напоминает выращивание сада. Процесс требует довольно много времени и сил, и плоды принесет нескоро. Но зато потом плодоносить будет стабильно.

Поэтому, пользуясь случаем, хочу похвастаться. Мои почти двухлетние усилия по раскрутке на АТ исторического нон-фикшена плодов, может, пока и не принесли, но процесс культивирования аудитории явно сдвинулся с мертвой точки. По крайней мере, запущенный в прошлый четверг «Красный Хогвартс» (https://author.today/work/99947) меньше чем за неделю уже перекрыл по основным показателям все мои предыдущие книги в этом жанре. Чем меня изрядно удивил.

Так что, дорогие коллеги из пока невостребованных жанров, присоединяйтесь. Будем шатать этот труба вместе.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Узкий скалистый мыс при впадении реки Псковы в реку Великую, где расположен Кремль, считается местом рождения г. Пскова, развившегося на основе более древнего славянского поселения. Многие, кто посещает такие исторические достопримечательности или видит их где-либо, считают, что таков ...
Известный блогер и дизайнер Артемий Лебедев прошелся по чувствам верующих, а потом – и публично нецензурно выразился в адрес работников Следственного комитета. Что это – ...
На фоне роста рисков разрастания конфликта на Ближнем Востоке (и падения рынков акций США и Европы) биткоин начал нагонять "антириск" - золото (которое за две предыдущие недели выросло на +9%). Сегодня биткоин прибавил еще +3,5% и подошел вплотную к уровню в $30.000: Важно ...
Тема, возможно, избитая, но. Фиксируя свой общий настрел из разного оружия, задумался - а какой настрел можно считать достаточным? Отсюда вопросы ко всем, кому не лень ответить: 1 Какой у вас настрел в год? 2 Считаете ли вы его для себя достаточным? 3 Какой настрел, с вашей точки зрения, ...
...