Почему чиновники в Сибири мечтали сидеть в остроге?
annataliya — 14.05.2018 Друзья, как вы, может быть, помните, я очень люблю всякие музеи деревянного зодчества под открытым небом, который правильно еще называются архитектурно-этнографическими музеями. Неподалеку от Иркутска тоже есть такой, причем, очень известный и прославленный за его пределами. Называется он "Тальцы". Так совпало, что Тамара Александровна и Виктор Иванович Крючковы, у которых мы жили в Иркутске, когда-то работали в этом музее. Поэтому, когда мы сказали, что хотим побывать в нем, с удовольствием составили нам компанию.Музей назван так по одноименному селу на берегу Ангары примерно в 50 километрах от Иркутска. Тальцы - то есть, проталины, видимо, появлялись в этом месте на реке нередко.
Вообще же, музей появился здесь неспроста. В 1960-х года в здешних краях строили Иркутскую ГЭС, много деревень подлежало затоплению, а в них находились действительно уникальные архитектурные "изюминки" - старинные деревянные церкви, избы... Вот и было принято решение - спасти их от затопления, разобрать по бревнышку, перевезти в Тальцы, а здесь заново собрать и дать возможность посетителям музея увидеть всю эту красоту.
2.
Если я не ошибаюсь, коллекция музея начиналась всего лишь с 20 архитектурных единиц. Теперь же музей разросся. Он занимает 70 гектаров площади и поделен на четыре историко-культурные зоны: русскую, бурятскую, эвенкийскую и тофаларскую, где собрано множество памятников истории, архитектуры и этнографии Прибайкалья 17-20 веков.
3.
Честно вам скажу, мы пробыли в Тальцах несколько часов, но все зоны осмотреть не успели, побывали только в русской и бурятской. А первым делом мы отправились в Илимский острог.
4.
Как вы, наверное, и сами знаете, острог - это деревянное укрепление, маленький город, с которого часто начинали развиваться и будущие большие города. Иркутск, например. Илимский острог появился в 17 веке, построили его русские казаки-землепроходцы, пионеры освоения Сибири. Впрочем, конечно, полностью острог с тех пор не сохранился, но сохранились две его архитектурные реликвии, кстати, говоря, как раз благодаря которым в 1960-е годы и приняли решение о создании музея "Тальцы". Это - Спасская проезжая башня 1667 года и миниатюрная Казанская церковь 1669 года. Обе деревянные.
5.
Спасская проезжая башня служила настоящими воротами острога. Она охранялась, но именно через нее на коне или пешим человек мог попасть в острог. Церковь же стояла снаружи неподалеку от нее. И прежде чем попасть в острог, у людей того времени было принято зайти в церковь и прочитать молитву.
6.
Честно говоря, я забыла уточнить у экскурсовода - проходят ли в Казанской церкви сейчас службы, но, судя по обстановки внутри, думаю, что проходят.
7.
В башне же сейчас небольшая музейная экспозиция, где, например, на макете можно увидеть, как выглядел Илимский острог в 17 веке.
8.
Впрочем, сотрудники музея Тальцы планируют восстановить, если и не все, то хотя бы большую часть построек острога. И многое, кстати сказать, уже сделано. Мы, к примеру, побывали внутри Приказной избы - просто потрясающего места, нигде раньше я не видела ничего подобного.
9.
Она была центром воеводского управления Илимским уездом в 17-18 веках. В ней заседали местные чиновники, как бы мы сейчас сказали, аппарат правительства всего узеда во главе с воеводой. Кроме самого воеводы, коий был полномочным представителем центральной власти, в штате числилось шесть подьячих. Разумеется, эти должности были очень престижными.
Воевода был главным руководителем во всех областях дел, которые творились в уезде. Его служебное положение было очень выгодным. Помимо денежного оклада у воеводы было много побочных доходов: подарки воеводе, возможность пользоваться вином без наценки, бесплатный стол и т.д. Однако власть воевод была неэффективной. Воеводы не имели в своем распоряжении сильного аппарата и по всем мало-мальски сложным вопросам должны были списываться с Московским приказом. Вместе с тем реального контроля над деятельностью воевод не было. Сами подумайте: между Москвой и Иркутском более 4 тысяч километров! Сколько будут идти письма из одного города в другой, а потом доставляться в уезд? В общем, приказы на запросы часто запаздывали, и когда приходили были уже неактуальными. Да и сами воеводы пользовались своим положением и занимались произволом. Правда, срок службы воеводы был недолгим - от одного до трех лет. А затем все дела и "нажитое непосильным трудом имущество" сдавалось по описи.
Воевода.
10.
Как я уже писала выше, в штате у воеводы было шесть подьячих - людей, которые решали все вопросы и вели канцелярию. Они занимали три "стола" или, другими словами, отдела - хлебный, денежный и судный. В каждом из них работало по два подьячих - старший и младший.
11.
Хлебный стол ведал всем пашенным делом. Денежный вел финансовую деятельность и собирал налоги, особенно контролируя таможню, кабаки, частные сделки, ведал вопросами казенного строительства. Судный стол осуществлял следственные и розыскные дела по уголовным преступлениям и прочим искам. В основном подьячие "кормились от дел", иногда получали жалованье из казны. А постоянный денежный оклад у них был только после длительного срока службы. В общем, бюрократия, волокита и взятничество там процветало пышным цветом.
12.
Что же происходило в Приказной избе? Прежде всего, именно здесь - в помещении "присутствия" воевода принимал население по разным вопросам. Еще здесь была казенка, где хранилась денежная и товарная казна.
13.
Помещение для сторожа.
14.
Чулан для хранения архива приказной избы.
15.
И сени, где челобитники с прошениями к воеводе ожидали своей очереди. Под основным зданием находилось помещение для временного содержания колодников - арестантов, закованных в кандалы.
16.
А по-соседству с ним был винный погреб с государственным вином. Это вино было оооочень ценным продуктом. В первое время его везли на обозах аж из Западной Сибири, стоило оно дорого, а процесс перевозки занимал немало времени. Случалось, что сопровождавшие вино не выдерживали долгого пути и потихоньку дегустировали его в процессе - проделывали в бочке дырочки, выпивали часть содержимого, а в бочку доливали воду. Но подобные шутки с воеводой не проходили. В остроге работала таможня, где проверялось, во-первых, содержимое бочек (вино ли там, вообще?), а, во-вторых, его качество. Для этих целей существовал специальный стаканчик. В него наливали вино и поджигали. Содержащийся в нем спирт сгорал и считалось, если в стакане после этого испытания оставалось не больше половины содержимого, то вино было качественным, а если больше, то оно разбавленное. За некачественное вино сопровождавших его били плетьми и строго штрафовали.
17.
Само же вино служило для личных нужд жителей острога. Из погребов им торговали, а также отпускали на кружечный двор (казенный кабак), где его продавали по чаркам. В праздники же вино раздавали всем бесплатно.
Кстати, это вино было не плодовым, не виноградным, не ягодным. Оно было... хлебным. Самогонкой, другими словами.
А это - соляной амбар.
18.
Всем служилым людям острога полагалось соляное жалованье. Оно было одинаковым для всех и составляло полтора пуда соли в год на человека. Но в первую очередь учитывалась потребность в соли пушного промысла. Пушнина, или как ее тут называли, "мягкая рухлядь", была важным товаром в международной торговле. Продажа ее за границу позволяла пополнять казну на 80-100 тысяч рублей ежегодно. А без соли сохранить шкуры животных было невозможно, так как соль использовалась при их обработке.
19.
И, наконец, соболиный амбар. Шкурки животных, которые здесь хранились, были ясаком - данью, собираемой казаками с местных коренных народов. Когда "мягкая рухлядь" попадала в острог, она скапливалась в особом амбаре. Воевода приказывал разбирать ее "лучший зверь к лучшему, средний к среднему, а худой к худому". Все шкурки, которые отсылались в Москву один раз в год, должны были быть очень хорошего качества.
20.
Но давайте уже закруглимся с жизнью в остроге, и я покажу вам, как жили крестьяне в селах и деревнях. А начну, пожалуй, рассказ с церковно-приходской школы 19 века из села Кеуль Усть-Илимского района.
21.
Официально правила о церковно-приходских школах были приняты в 1884 году. Целью в них было "утверждать в народе православное обучение вере и нравственности христианской и сообщать первоначальные полезные сведения". Обучение в таких школах чаще всего было бесплатным и там учились практически все дети. Причем, мальчики и девочки, русские и инородцы, православные и иноверцы.
22.
Занятия начинались 15 сентября и заканчивались 1 мая. Школы чаще всего были одноклассные, учились в них два года. А преподавали в них закон божий, русский язык, арифметику, отечественную историю, литературу, географию, ботанику, зоологию и другие предметы, обучали рукоделию, ремеслам, пению и даже гимнастике.
23.
Самое интересное, что учителями в сельской школе чаще всего были молодые девушки - выпускницы уездных училищ, которых направляли в село на несколько лет по распределению. Но работа учительницей была очень престижной. Во-первых, учительница получала очень хорошую зарплату и могла спокойно позволить покупать себе городские платья. Во-вторых, она официально считалась городской жительницей, и ей всегда выделялись помощницы по хозяйству из сельских женщин. Они помогали ей убирать дом, носить воду, готовить и т.д. В-третьих, учительница была уважаемым человеком. К ней всегда шли за советом, всегда кланялись при встрече. В общем, учителям было тогда хорошо. Жила учительница в специальной комнате при школе.
24.
25.
Ну, и наконец, покажу вам крестьянские усадьбы. Эта усадьба, к примеру, принадлежала крестьянину Якову Непомилуеву.
26.
В 17-19 веках в Сибири были широко распространены деревни-малодворки, в которых было от двух до шести дворов на улице с односторонней застройкой.
27.
Усадьба представляет собой дом из двух строений, соединенных сенями. Одно строение - изба. Она отапливалась "по-черному", и в ней семья жила постоянно.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
Второе строение - горница - использовалась только по праздникам, когда в дом приглашали гостей. Когда тут были мы, в горнице как раз разместили интересную экспозицию о сибирских свадьбах.
35.
Многие из свадебных традиций в Сибири были, конечно же, похожи на наши, но были и особенно интересные. Например, на красоту девушки в ту пору внимания, как оказалось, практически не обращали. Главным было то, какая она рукодельница. Так, невеста до замужества сама готовила себе приданное. В частности, она должна была расшить 70 (семьдесят, Пафнутий!!!) рушников и, как минимум, семь скатертей. Рушники использовались, как отдарки. Например, пришли гости на свадьбу, что-то подарили, а им в ответ - раз и такой вот рушничок. А расшитыми скатертями понтовались и мерили застолья. Дело в том, что скатерти меняли на свадьбе вместе с переменой блюд. Поели что-то, надо убирать посуду со стола, скатерть убирали вместе с ней. А потом говорили, что, например, "У Кузьмы была свадьба на четыре скатерти, а у Ивана - на семь!" Значит, Иван был круче.
Девушки выходили замуж в красных сарафанах и кокошниках. Кстати, потом этот свадебный кокошник женщина могла надевать по праздникам вплоть до рождения своего первенца.
36.
А в свадебном костюме жениха главную роль играл пояс. Неженатый мужчина повязывал пояс на левую сторону, а женатых должен был повязывать его на правую. Кстати, теперь вы понимаете, откуда пошло выражение "сходить налево"? :)
Еще в усадьбе Якова Непомилуева мы осмотрели баню. Баня тоже топилась "по-черному", то есть, весь дым собирался внутри помещения, а выходил лишь через волоковое окно. Процесс же происходил так. После того, как баня была натоплена, двери раскрывали настежь, чтобы дым вышел поскорее. Затем внутрь шли женщины. Они... нет, не мылись первыми! Они чистили баню от золы! А мылись в "три пара". Первыми - в "первый пар" шли мыться мужчины, во "второй пар" - женщины, а в "третий пар" мыли детей.
На фото вы видите деревянную кадушку. Сначала в нее наливали обычную холодную воду, а затем клали в нее раскаленные камни. Эти камни нагревали воду, и именно ею все и мылись.
37.
Еще одна усадьба, которую мы осмотрели, была усадьба крестьянина Зарубина начала 20 века из деревни Ёдарма Усть-Илимского района. Она состоит из избы, завозни, зимовья, двух амбаров, стайки с повестью и бани.
38.
39.
Но самым интересным в этой усадьбе была выставка под названием "Тальцинский звон", посвященная истории Тальцинского стекольного завода. Завод был основан в 1784 году учёным Эриком Лаксманом и проработал вплоть до 1950-х годов, когда перед строительством Иркутской ГЭС его было решено перевести в город Тулун.
Друзья мои, чего только не делали на этом заводе!!! Традиционным здесь считалось изготовление оконного стекла. Но вы только посмотрите! Аптечная посуда, стеклянные бутылки, крынки, различные декоративные предметы - стеклянная трость, зеркальные шары, массивная чернильница в виде гири, "бизоны", "рыбки", "мишки", "кони", рюмки и стаканы с резным рисунком, вазы из филигранного стекла, графины и бокалы с эмблемами Иркутска и Байкала.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
Работа на стекольном заводе требовала большой физической выносливости, так как выработка посуды велась ручным способом или при помощи выдувной трубки. К сожалению, сейчас этот завод уже не работает и в Тулуне. Закрылся...
Ну, а мы по-тихоньку добрались до бурятского улуса. У нас почему-то принято считать, что большинство кочевых народов жили в переносных юртах или чумах. У бурятов же было совсем не так. Да, они жили в юртах. Но их юрты были стационарными и ничем по уюту и комфорту не уступали рубленным русским избам. Вот, посмотрите, как они выглядели. От изб разве что только формой отличались!
46.
47.
Вообще, буряты - это монголоязычный народ, живущий к западу и к востоку от озера Байкал. Тех, которые живут к западу, до сих пор называют Западными бурятами, а тех, которые живут к востоку - Восточными. Занимались буряты в основном скотоводством, разводили лошадей, коров, овец, коз и верблюдов. У них были небольшие стада и небольшой радиус перекочевок, именно поэтому они могли вести не кочевой, а полукочевой и даже оседлый образ жизни.
Впрочем, до 19 века у бурятов преобладал все-таки кочевой и полукочевой образы жизни, и жили они в войлочно-решетчатых юртах монгольского типа. Такие юрты были легкие, легко собирались и разбирались и перевозить их с места на место было удобно.
48.
А вот, в 19 веке, буряты почти полностью перешли на оседлый образ жизни и стали жить уже у рубленных деревянных юртах. Строили их чаще всего из лиственницы - долговечного и прочного материала.
Та юрта, которую мы осмотрели, представляла собой восьмиугольный сруб из трехгранных бревен. Эти юрты у бурят были очень популярными, так как считалось, что семья, живущая в такой юрте, будет иметь хороший достаток и большое потомство. Все дело было в треугольнике, который лежал в основе брусьев. Он отожествлялся со знаком женского плодородия, с формулой вечно возобновляемой жизни.
А вот, сени, которые буряты часто пристраивали к своим юртам - это уже влияние пришедшей к ним русской культуры.
Внутри бурятская юрта делилась на три части. По центру был очаг, вокруг которого собиралась вся семья. Слева от него была мужская зона, а справа - женская.
49.
Мужская половина.
50.
51.
Женская половина.
52.
53.
54.
Исповедовали буряты шаманизм. Самое забавное, что многие из них до сих пор верят в духов, и шаманы у них до сих пор пользуются популярностью. Причем, самое забавное, русские православные, которые живут на Байкале, часто тоже. Например, водитель маршрутки, когда мы ездили на Байкал, рассказал, что не может проехать мимо шаманских столбиков в одном месте и не побрызгать там водкой. Обычай этот исключительно бурятский. Но если он, русский, так не сделает, то весь его день будет неудачным. Говорит, проверял уже стопицот раз.
55.
Впрочем, православие буряты в свое время тоже активно перенимали, а кроме него, еще и буддизм, пришедший сюда из Тибета. Дошло до того, что в начале прошлого века Западные буряты в основном исповедовали православие, а Восточные - ламаизм, одну из форм буддистского учения. Но шаманизм все равно никуда не делся, а присутствовал в их жизни этакой параллельной нитью.
56.
Вот такая бурятская жизнь.
А еще интересно, что в "Тальцах", кроме серьезных исторических архитектурно-этнографических объектов, есть и шутливые. Например, избушка Бабы Яги.
57.
Причем, в какое-то определенное время она там появляется собственной персоной, рассказывает сказки, выдает прибаутки и заигрывает с молодыми мужчинами. :))
58.
Внутри ее избушки - все, как полагается: ступа с метлой, скелеты и черепа тех, кого она уже съела, пучки из сушеных трав на стенах и даже целая родословная там же на стене со всеми ее родственничками. :))
59.
60.
61.
Короче говоря, милейшая старушка. :)
А еще мы осмотрели выставку кузнечного ремесла. Какие только штуки не выделывают местные кузнецы!
62.
63.
64.
Антон вон даже металлические тапки примерил. :)
65.
В общем, друзья мои, если вы будете в Иркутске, то мы от всей души желаем вам съездить в Тальцы. Удивительное, интересное, нетривиальное место. Таких больше точно нет. А какие там котики! :)
66.
---------------------------------------------------------------------------------
Мои другие рассказы из этого путешествия:
2017 год, март:
Иркутский драматический театр им. Охлопкова. Этот театр обогнал в рейтинге Большой и Мариинку. И мы в этом убедились лично!
Иркутск. Театр пилигримов. Как спасают Иркутск от Стаса Михайлова
Иркутск. Как скрестить тигра с бобром и полюбить его
Тюмень - Иркутск. Нюансы кормёжки на Транссибе. Вы когда-нибудь травились в поездах?
Тобольск. Как я попала в карцер
Тобольск. Почему во всей Сибири лишь один каменный кремль?
База отдыха "Волна". Нужно ли быть моржом, чтобы купаться зимой в Тюмени?
Тюмень. Где прятался Ленин от фашистов
Гостиница "Аврора". Гостиница или квартира? Где мы жили в Тюмени!
Фотообзор: Синий лёд Байкала
+ ДОБАВИТЬ ЭТОТ БЛОГ В ДРУЗЬЯ
+ НАШ ИНСТАГРАМ - о личном и путешествиях
|
</> |