Победить и умереть?!
fan_project — 05.09.2024«На очередную олимпиаду впору ждать пловцов с плавниками и прыгунов с крыльями», - позволил себе пошутить недавно один из деятелей Международного олимпийского комитета. И он, безусловно, сознавал, что в его шутке скрыта немалая доля истины.
Если в мире военной техники вот уже многие века длится противостояние меча и щита, пули и брони, то в современном спорте, похоже, главным становится не борьба спортсменов между собой, а соревнования между хитроумием создателей допингов и специалистов, призванных поставить барьер на пути их использования.
По мнению многих экспертов, многие современные спортивные соревнования, особенно такие престижные, как Олимпийские игры, давно уже превратились в соревнования не столько бегунов, прыгунов и т. д., сколько медиков и фармакологов, а также специалистов по созданию спортивного снаряжения.
Появились новые спортивные костюмы у пловцов, и их обладатели на 3-4 % повысили свои достижения только за счет лучшего обтекания тела водой. А бегуны, велосипедисты, горнолыжники и т. д. давно уже используют самые последние достижения гидроаэродинамики, теории сопротивления материалов и т. п.
Но это всего лишь цветочки. Попытки усовершенствовать «движитель» - снаряд спортсмена - отступают на второй план перед стремлением повысить мощность, выносливость «двигателя» - самого организма соревнующегося. И вот тут многие тренеры уже не мыслят себе рекордных достижений без применения допингов.
«Допинги используют все, только не все на этом попадаются». Такие рассуждения общеизвестны. И события любых крупных соревнований тому подтверждение. У канадского конника Эрика Лаймса оказался позитивным тест на кокаин… Тяжелоатлет из Чехии Збинек Вакуречиц не прошел допинг-контроль на стероиды… В багаже Сергея Воймова - узбекского тренера команды по борьбе - таможенники обнаружили 15 пузырьков с запрещенным препаратом… А китайцы сами вывели в последний момент из своей сборной сразу около трех десятков атлетов, чтобы лишний раз не «светиться»…
И это, по мнению многих, лишь верхушка айсберга. Многие ныне открыто говорят, что Международный олимпийский комитет (МОК) вовсе не заинтересован в искоренении допинга из практики спортсменов. Ведь тогда результаты неизбежно упадут на 10-15 процентов, а кому интересны соревнования, на которых не устанавливаются мировые рекорды? А не будет зрителей, не станет рекламы, значит, меньше и денег…
Кроме того, многие из деятелей МОК трезво отдают себе отчет, что борьба вокруг использования или запрещения допинга уже ныне вчистую выиграна фармакологами - они совершенствуют свои препараты быстрее, чем появляются новые способы контроля.
Вот тому лишь несколько примеров…
Как известно, один из двух видов клеток крови - это красные кровяные тельца, или эритроциты. Их функция - переносить молекулы кислорода от легких к мышцам и транспортировка углекислого газа в обратном направлении. Этот процесс реализуется благодаря наличию в эритроцитах особого вещества - гемоглобина, который представляет собой соединение железа с белком. Этот комплекс обладает уникальным свойством подхватывать молекулы кислорода при прохождении тока крови через легкие и освобождаться от него, дойдя до мышечных тканей.
Продолжительность жизни красных кровяных клеток - 100-120 суток. У здорового человека гибель старых клеток и рождение новых строго сбалансированы. Замечено также, что в условиях кислородного голодания, например, при пребывании высоко в горах, в организме включается неизвестный пока в тонкостях механизм, который заставляет почки синтезировать особый гормон - эритропоэтин.
Он увеличивает скорость эритропоэза - процесса возникновения эритроцитов в кроветворных клетках костного мозга и как итог, увеличение общей мощности организма.
Об этом знали еще в прошлом веке. Поэтому спортсменов к особо ответственным соревнованиям готовили в высокогорных лагерях. В 1906 году была выдвинута и гипотеза о существовании эритропоэтина. Однако выделить это соединение из мочи удалось лишь в 1977 году.
Еще позднее, в 1984 году, используя методы генной инженерии, ученые смогли искусственно синтезировать это соединение. Оно представляет собой сложный белково-углеводный комплекс, так называемый гликопротеин, который состоит из 166 аминокислот и 4 сахаридов.
Получают данное вещество путем внедрения соответствующего человеческого гена в культуру клеток некоторых лабораторных животных, например, хомяков.
С 1989 года эритропоэтин начали применять в медицине, чтобы повысить сопротивляемость организма той или иной болезни. Примерно в это же время спортивные медики стали использовать эритропоэтин в качестве так называемого «кровяного допинга».
Вместо того чтобы устраивать спортивный лагерь в горах, медики стали делать следующее. В начале сезона интенсивных тренировок у спортсмена брали с небольшим интервалом две дозы крови примерно по 400 г и замораживали их. Организм со временем компенсировал кровопотерю, спортсмен наращивал форму. А когда за день-два до старта ему еще и вливали обратно его же кровь, повышенное количество эритроцитов единовременно повышало его мощность, а значит, и результаты аж на 10 процентов.
Усилиями советских спортивных врачей, в частности, профессора Валерия Шестакова и его коллег, эта методика была дополнительно усовершенствована. Оказалась, что если брать дозы крови в момент достижения наивысшего пика формы, а потом дополнительно подвергать ее некой тепловой или иной обработке, то спортивные результаты могут быть повышены еще больше. Это, в частности, доказала команда советских боксеров, завоевавшая как-то на международных соревнованиях 9 золотых медалей из 10 возможных!
Понятное дело, узнав про это, МОК тут же наложил запрет на применение кровяного допинга. Только вот беда: эффективного способа уличить того или иного спортсмена нет и поныне - ведь человеку переливают его собственную кровь, и никаких посторонних веществ в его организме не присутствует.
Однако вскоре тренерам и этого показалось мало. Когда на рынке появилось достаточное количество эритропоэтина, его также начали использовать в качестве допинга. Ведь он исключал необходимость в сложных и дорогих манипуляциях с кровью. Несколько инъекций в течение 6 недель, и результаты без особых хлопот могут быть повышены еще больше, чем при прямом кровяном допинге.
Правда, в 1990 году МОК внес и эритропоэтин в список запрещенных препаратов. В Сиднее, чемпионов проверяли на наличие эритропоэтина в крови практически поголовно. Надежные тесты были разработаны как хозяевами олимпиады - австралийцами, так и и их французскими коллегами. Австралийцы выявляют нарушения по анализу мочи, а французы разработали тест на основе анализа крови. В основу обоих тестов положен тот факт, что хотя по своей пептидной структуре искусственный эритропоэтин идентичен натуральному, небольшое отличие в углеводной составляющей все же существует.
Кроме того, федерации некоторых видов спорта ввели ограничения на концентрацию гемоглобина в крови и на общий объем эритроцитов - так называемый гемотокрит. Спортсмены с показателем более 50 процентов и спортсменки с показателем более 47 процентов могут быть обвинены в применении кровяного допинга.
И все же, если Лондонская олимпиада действительно будет признана самой чистой, как обещают функционеры МОКа, то объясняться это будет прежде всего тем, что для выявления наиболее эффективных методов допинга пока нет столь же надежных методов контроля. А если они и есть, то МОК не поторопился ввести их в ранг обязательных проверок.
Вот только один пример. Сравнительно новым, но уже достаточно распространенным видом допинга ныне считают так называемые гормоны роста. Препараты на их основе - такие, например, как самотропин, самотоген или генотропил - пользуются у иных спортсменов большим спросом по двум причинам.
Во-первых, они весьма эффективны, а во-вторых малоуловимы. Если в ходе тренировок принимать гормон роста, то он спобствует большему выделению энергии за счет более эффективного расщепления жиров и наращивания мышечной массы. При той же интенсивности тренировок спортмен, использующий такой допинг, может добиться более высоких результатов.
Правда, при этом неизбежны побочные реакции. У злопоупотребляющих гормонами роста спортсменов заметно укрупняются черты лица, увеличиваются нос, подбородок, уши и даже пенис. Впрочем, это еще цветочки. Гормон роста вызывает также неконтролируемый рост внутренних органов, что чревато тяжелыми дисфункциями.
Обеспокоенные таким оборотом дела медики тут же разработали два теста на выявление гормонов роста в организме. Методику косвенной регистрации искусственных гормонов роста, на основе измерения ряда параметров крови, разработала международная группа медиков. Кроме того, немецкие специалисты разработали еще один метод, который напрямую позволяет измерить концентрацию гормона роста в крови.
При этом достаточно надежно удается отличить естественные гормоны роста и искусственные. Дело в том, что при синтезе используют лишь один из гормонов, в то время как гипофиз выделяет в организме сразу целый букет похожих, но все же различающихся модификаций того же самого гормона.
Однако когда доктор Карл Штрасбургер и его коллеги еще в начале 1999 года предложили свою методику Международному олимпийскому комитету, то особой заинтересованности не ощутили. Очевидно, чиновники от спорта решили, что если они действительно изгонят столь эффективный допинг, то результаты атлетов понизятся процентов на 10-12 и, стало быть, ни о каких рекордах на олимпиаде и речи быть не может. А это существенный удар по ее престижу и коммерческой значимости…
Впрочем, циники утешают общественность, полагая, что нынешняя олимпиада последняя, на которой вообще затрагивается проблема допинга. «Похоже, на смену гормональному допингу вскоре придет генный, - утверждают они. - Тут уж обнаружить обман станет и вовсе затруднительно».
А то, что на олимпиаду приедут спортсмены с явно выраженными диспропорциями - скажем, с особо длинными ногами или загребущими руками, похоже, мало кого беспокоит. Опросы, проведенные среди подающих надежды молодых спортсменов показали, что 80 процентов из них готовы использовать подобные препараты даже в том случае, если им станет известно, что через десять лет они гарантированно станут инвалидами. И кто знает, не являлся ли австралийский спортсмен Ян Торп, по прозвищу Торпеда, с ногами 51-го размера и размахом рук в 190 см, лишь первым примером такой генной селекции?
«100 великих тайн медицины», Станислав Николаевич Зигуненко, 2013г.